Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Реальность Божества скрыта от "разумных и мудрых" и открыта
"младенцам"cxvii. Это живое, интимно-внутреннее всеединство души, которому
открывается реальность первоисточника правды и жизни, имеет в виду Плотин,
когда он говорит: "Каким смелым прыжком мы можем достигнуть того
несказанного, что превышает сущность нашего разума? На это мы отвечаем: тем,
что в нас подобно ему" (Enn. III, 8, 9). Это есть то, что разумеется под
"сердцем", и в этом смысле Божество доступно только "сердцу". "Блаженны
чистые сердцем, ибо они узрят Бога"cxviii. Но "сердце" не есть, как это
часто принято думать, некая отдельная инстанция, противоположная "разуму";
оно есть именно сердцевина целостного, всеобъемлющего внутреннего бытия,
одним из излучений которого может быть и "разум". Лишь отрешенному,
оторвавшемуся от сердцевины "чистому" разуму противостоит "сердце" в
качестве всеединства. Для "чистого", т.е. противоестественно замкнутого в
самом себе разума реальность Божества остается недоступной. Поскольку же
"разум" черпает свои силы и свой свет из потенции "сердца" и тем обретает
возможность трансцендировать за пределы самого себя, - поскольку он тем
самым осуществляет себя в трансцендентальном и трансцендирующем мышлении, он
может сопровождать живое уловление Божества, соучаствовать в нем и тем
придавать ему еще большую ясность. Со времени Упанишад, Гераклита, Сократа и
Платона разум это и делает и не перестает делать, как бы это ни шокировало и
философских, и богословских мракобесов всех времен.
7. Сущностное отношение Божества ко всему остальному
Так как в области всего рационально мыслимого "сущность" чего-либо
определяется его "местом" среди всего иного и отношением к иному, то по
аналогии - правда, неизбежно неадекватной и лишь "метафорической" - то же
применимо и к Святыне или Божеству. Мы поэтому должны включить в эту, уже
слишком затянувшуюся главу и сжатое рассмотрение сущностного отношения
Божества ко всему остальному. Мы можем быть при этом краткими, отчасти
потому, что вследствие непостижимости Божества и его отношение ко всему
иному остается непостижимым, и интеллектуальное его восприятие должно здесь
ограничиться лишь усмотрением трансрациональности этого отношения; и отчасти
также потому, что в отношении Божества вневременная "сущность", строго
говоря, неотделима от полноты конкретной реальности, так что важнейшее в
нашей теме может нам уясниться лишь при рассмотрении действующих здесь
реальных связей или отношений.
Так как Божество, в качестве первоосновы, как по своей сущности, так и
реально превосходит все сущее, трансцендентно последнему, и его существо
выразимо лишь в совпадении противоположностей даже в самых глубоких и
исконных категориальных формах бытия, - то ближайшим образом оно должно
представляться нам чем-то совершенно отличным от всего иного, мыслимого,
привычного, познаваемого и знакомого, чем-то "совершенно иным". Момент этого
ощущения "совершенной инаковости" Божества должен присутствовать во всяком
религиозном опыте, - иначе он не был бы именно опытом религиозным; в
какой-то смутной форме мы чувствуем правду такого сознания. Но если, в
особенности в последнее время, в богословии (Рудольф Отто) настойчиво
подчеркивается этот характер Бога как "совершенно иного" ("der ganz
Andere"), то нужно заметить, что это легче сказать, чем адекватно дать себе
в этом умственный отчет. А именно, здесь надо особенно остерегаться того,
чтобы при интеллектуальном, отвлеченном определении трансрациональности и
трансцендентности Божества не попасть снова в плен коварной власти
рациональности как собственной стихии мысли. Когда мы говорим: "совсем
иное", "противоположное", то мы обычно имеем в виду контрарную
противоположность, вроде противоположности между светом и тьмой, добром и
злом, вечностью и временем и т.п. Но именно контрарно-противоположное лежит
в пределах некого общего рода, есть различие между наиболее удаленными друг
от друга видами общего рода. Поэтому, поскольку мы мыслим Божество как нечто
в этом смысле "совсем иное", чем все остальное, то именно тем самым мы уже
полагаем бессознательно нечто общее между ним и всем остальным, что
заключено в принадлежности к общему роду; наша подлинная мысль остается
неосуществленной. И к тому же мы совершаем грубую ошибку, подчиняя Божество,
всеобъемлющую и все обосновывающую первооснову, определенному роду.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192