Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

В самом деле,
нам здесь легко предносится допущение, что весь этот спор и все различие
имеет лишь субъективно-психологическое значение, что дело идет здесь просто
о различии между хладнокровно-трезвой, рассудочной и, с другой стороны,
мечтательно-эмоциональной, захватывающей наше внутреннее существо реакцией
на один и тот же объективный состав, который сам по себе этим различием
психологических реакций ничуть не затрагивается. Смотря по различию душевных
склонностей и предрасположений или смотря по различию душевного состояния, в
котором мы находимся, мы можем либо только трезво "регистрировать" данный
состав опыта, либо испытывать его как нечто непостижимое, таинственное и
священное. Это допущение тем более естественно, что ведь действительно один
и тот же объективный состав, одно и то же содержание бытия может
восприниматься этими двумя столь разнородными способами.
Такого рода широкий скептицизм кажется на первый взгляд особенно мудрым и
"объективным". В действительности, однако, он есть или просто нечестная
уловка мысли, или недомыслие. В самом деле, последней, самой общей и
действительно не требующей доказательства предпосылкой всякой мысли и
всякого познания является признание, что есть все же какая-то объективная
истина, что-то, что "действительно", "на самом деле" есть. Поэтому
скептицизм, по внешней видимости утверждающий равноправие двух
противоположных "точек зрения", стоит перед дилеммой: либо он на самом деле
с полной честностью утверждает одну только истину - именно, что все на свете
есть иллюзия, субъективное состояние человеческой души, либо же - что по
большей части бывает - он втайне все же утверждает подлинную объективность
рассудочной "регистрации" реальности и принимает одну лишь
"мечтательно-эмоциональную" реакцию за субъективно-иллюзорный придаток к
"подлинной" реальности фактов. В последнем случае он сводится к уже
рассмотренному нами только что возражению, основанному на вере в
верховенство рассудочного познания, и, следовательно, не требует особого
обсуждения. Но и в первом случае, признавая всякое наше познание
"субъективным", он, в сущности, хотя и бессознательно, сводится к тому же:
он исходит из холодного и горького - в основе своей тоже чисто
"рассудочного" - допущения, что мир, как он подлинно есть, исчерпывается
совокупностью заблуждавщихся, живущих всякого рода иллюзиями человеческих
душ. Здесь нам нет надобности рассматривать по существу это философское
мировоззрение; достаточно лишь констатировать, что и оно под мнимой
оболочкой беспристрастия и духовной широты допускает, хотя и в своеобразной
форме, реальность только одного рода - именно ту, которая доступна
рассудочному сознанию.
Таким образом, лишь по внешней видимости удается, в форме изложенного
выше скептицизма, устранить всю серьезность и ответственность возникающего
перед нами, вопроса: какое объективное значение имеет опыт таинственного,
непостижимого, трансрационального по сравнению с опытом, выражаемым в ясных
понятиях и предоставляющих нам бытие в форме "знакомого", "понятного", "ясно
и отчетливо достижимого" и именно поэтому лишенного внутреннего смысла и
внутренней значительности предметного мира? Как размежевать эти две формы
опыта? Какое значение, в смысле подлинного познания - познания того, что на
самом деле есть, - мы должны и вправе приписать каждому из них? Но так как
воззрение, приписывающее объективно-предметное значение "рассудочному"
познанию - разложению бытия на систему ясных, самоочевидных общих элементов,
улавливаемых в понятиях, - пользуется всеобщим признанием и как бы
навязывается само собой - так как, другими словами, бремя доказательства
лежит на противоположном воззрении, - то вопрос для нас принимает следующую
форму: можно ли утверждать, что в самой реальности действительно нет ничего,
что не могло бы быть включено в схему "знакомого", "понятного" или
"постижимого"? Или, напротив, можно обнаружить объективное наличие
"непостижимого" в составе самой реальности? Ответу на этот вопрос посвящено
наше исследование. Здесь мы можем лишь предварительно уяснить смысл вопроса.
Для этого мы должны попытаться несколько точнее определить само понятие
"непостижимого" - поскольку именно это возможно сделать уже теперь, не
предваряя итогов нашего исследования. Прежде всего, уже из сказанного выше
следует, что под "непостижимым" мы во всяком случае не должны разуметь
что-либо безусловно и абсолютно для нас недостижимое или непознаваемое - не
нечто подобное кантовской "вещи в себе" (к рассмотрению этого последнего
понятия и его отношения к тому, что мы имеем в виду под именем
"непостижимого", нам еще придется вернуться).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192