Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Т. 1, Ч. 1. М., 1969. С. 540 - 541).
lv См.: Декарт Р. Начала философии. ?Избр. произведения. С. 437 - 438.
lvi Переход в другой род (греч.).
lvii В книге: "раскрылось".
lviii С.Л.Франк имеет в виду следующее положение из книги блаженного
Августина "О граде Божием", которое прямо перекликается со знаменитым
утверждением Декарта. "Ведь если я заблуждаюсь, то я есмь; ибо кто не
существует, тот не может заблуждаться... Но если мое бытие следует из того,
что я заблуждаюсь, как могу я заблуждаться в том, что я есмь, раз для меня
достоверно мое бытие из самого факта, что я заблуждаюсь? Следовательно, так
как я, в качестве заблуждающегося, был бы, даже если бы заблуждался, то, вне
всякого сомнения, я не заблуждаюсь в том, что ведаю себя существующим" (кн.
11, глава XXVI). Эту цитату Франк приводит в своей работе "Смысл жизни" (с.
84).
Ранее, в книге "Предмет знания" Франк писал: "Онтологическое
доказательство развито у Августина в отношении двух понятий: в отношении
личного человеческого сознания и в отношении Бога. Что именно Августин, а не
Декарт, является истинным творцом формулы "cogito ergo sum", т.е.
доказательства самодостоверности бытия личного сознания, - это может
считаться общеизвестным; но историческое значение этого обстоятельства
остается еще далеко не оцененным". И в примечании он поясняет: "Что Декарт в
этой формуле только повторяет мысль Августина, - это отметил уже Арно тотчас
же после появления "Meditationes". (См.: Oeuvres de Descartes, ed. Adam et
Tannery, VII, p. 197 - 198, objectiones quartae). Ср. интересные соображения
об этом у Дильтея в его "Einleitung in die Geisteswissenschaften (1883), S.
322 и сл. (Франк С.Л. Указ. соч. С. 456).
В XX в. после внимательного знакомства с книгами, находившимися в
библиотеке La Fleche, где учился Декарт, об этом же пишет французский
историк средневековой философии Э.Жильсон. См.: Gilson E. Index
scolastico-cartesien. Paris, 1913.
lix См.: Ис. 6: 9 - 10.
lx Ср.: "Я не боюсь в настоящее время оказаться одиноким в утверждении,
что у Платона, у бл. Августина, у великого мыслителя эпохи Возрождения,
связующего христианский платонизм с миросозерцанием нового времени, - у
Николая Кузанского - мы можем и должны черпать истины, важные и нужные не
только для общего жизнепонимания, но и для строго-научного, действительно
непредвзятого развития философского миросозерцания. Философия должна быть
обновлена сближением ее с жизнью - не с жизнью текущей внешней, чувственной,
- что есть для нее всегда падение, а с глубочайшей и вечной основой жизни...
Этот путь был всегда характерен для русской философской мысли..." ?Франк С.
Кризис современной философии. (Вступительная речь, произнесенная перед
диспутом в Петроградском университете 15 мая 1916 г.) ??Русская мысль. 1916,
№ 9. С. 40.
lxi Майевтика (греч.) - буквально: повивальное искусство, с которым герой
платоновских диалогов Сократ сравнивал свой метод философствования.
lxii Ср. с "максимой" Гете: "Человек должен верить, что непостижимое
постижимо: иначе он не стал бы исследовать". Гете И.В. Избранные философские
произведения. С. 326.
lxiii См.: Николай Кузанский. О неином. II, 188 - 191.
lxiv В своей статье "Николай Кузанский и С.Л.Франк" В.Н.Ильин пишет: "В
гносеологию "постижения непостижимого через непостижение" С.Л.Франк вносит
очень важное понятие, дополняющее концепцию абсолютного максимума и
абсолютного минимума у Николая Кузанского, вернее, дающее ее метафизическую
и терминологическую транскрипцию. Речь идет о понятии полноты. Невозможно -
заметим от себя - построить столь важное для философии понятие формы вне
понятия полноты. Это понятие, кстати сказать, играет чрезвычайно важную роль
как в церковной, так и во внецерковной метафизике, особенно в метафизике
Богочеловечества.
С.Франк утверждает, что в предметном бытии привходит в понятие этого
бытия полнота (греч. pleroma). Полнота как бы разрывает внешние логические
оболочки и дает избыток содержания над его объемом и вообще превосходит
понятие (и притом не только количественно). Этот избыток таков, что
"выходит" за пределы всякого "содержания понятия", и притом "по самому
своему существу"... С.Л.Франк придумал для этого термин
"трансрациональность". (Указ. соч. С. 106).
lxv Мейстер Эккарт (ок. 1260 - 1327?28) - немецкий мыслитель,
представитель философской мистики позднего средневековья. См.: Мейстер
Экхарт. Проповеди и рассуждения. М., 1912. Глава "О разуме и молчании его".
lxvi Терминология С.Л.Франка. Кузанский в книге "Об ученом незнании"
употребляет термин "абсолютный максимум". Бог, то есть сама абсолютная
максимальность, есть свет".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192