Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Эмпирическая очевидность зла не только не
"самоочевидна", не "внутренне-убедитедьна" в высшем предельном смысле, но
она есть нечто прямо противоположное "очевидности" - нелепость, абсурд,
некая невозможная реальность, короче говоря, - неправда. Напротив,
Божественный и Божий аспект вселенского бытия безусловно первичен, абсолютно
внутренне убедителен, ибо есть сам Свет Правды. Внутренняя нелепость
отрицания Бога состоит в том, что даже само это отрицание совершается силою
и во имя Правды (хотя мы и плохо ее применяем), есть - хотя и неправильно
выраженное и осознанное нами - действие сущей Правды в нас, - так же как и
само наше бытие есть Ее же обнаружение. Это не есть пустая отвлеченная
софистика или обманчивое самоутешение. Это обнаруживается совершенно
конкретно и ощутительно в том фундаментальном, основоположном факте, что
зло, будучи распадом и уничтожением бытия, все же не в силах уничтожить само
вселенское бытие, а действует только в его пределах, на неприступной для
него в своих глубинах незыблемой твердыне бытия как всеединства. Все жалобы
на всемогущество зла, на его победу над добром - сколько бы правды они ни
заключали в себе в отношении эмпирии, т.е. поверхности бытия, - содержат
очевидное внутреннее противоречие: если бы разрушительной силе зла не была
поставлена абсолютно неприступная преграда, все давным-давно было бы
разрушено и некому было бы жаловаться на зло. Мы возвращаемся опять к тому
очевидному при всей своей парадоксальности положению, что зло как таковое не
есть нечто сущее. Существует, истинно есть только "нечто злое" или "дурное",
а оно есть добро, именно поскольку оно есть - будь то даже сам дьявол. Но и
этого мало. Поскольку зло есть все-таки реальность, некая космическая сила,
ей все же не дано безраздельно торжествовать и упиваться своей победой, ибо,
будучи обособлением, разделением, самозамыканием и вынужденное в силу этого
поглощать в себя, убивать, уничтожать все вокруг себя, зло, как мы видели,
вместе с тем есть самопожирание и самораздирание; зло всегда связано с
страданием и гибелью не только жертвы, но и самого носителя зла. И так
обстоит дело - как мы видели - в силу именно неотменимости и неколебимости
начала всеединства, внутренней солидарности, как бы круговой поруки всего
целокупного бытия. Не-сущая реальность зла есть некое отражение в бездне
небытия - сверхбытийственной реальности Бога, именно как всеобъединяющего и
всепроникающего всеединства; в образе и характере его действия сказывается
некое абсолютное всемогущество Божие. Поэтому зло несет свою имманентную
кару в самом себе; эта кара есть, как говорит Яков Беме, "гнев Божий" как
явление любви Божией в бездне зла, как сжигающее, пожирающее пламя, в
которое в стихии не-бытия превращается свет Бога. И кто "впадает во зло",
тот тем самым впадает "в руки Бога живого". Бог не извне нападает на зло и
одолевает его: он заставляет его извнутри гибнуть, губить сам себя.
Считать зло за абсолютно первичную, безусловно самостоятельную и самочинную
силу, за реальность, в самом онтологическом корне противоположную добру, и
на этом близоруком рационалистическом дуализме основывать борьбу со злом -
значит всегда впадать в духовное невежество и знахарство.
Сказанное ни в малейшей мере не есть "разрешение" проблемы теодицеи.
Напротив, оно подводит нас вплотную к самому жуткому, что когда-либо
западало в мысль человека, и притом в мысль наиболее духовно-смелых умов: к
допущению, что в каком-то последнем, глубочайшего смысле если не само зло во
всей явственности его зла, то все же некий его первоисточник скрыт в
непостижимых для нас глубинах самого Бога. Этот мотив звучит в глубоких
умозрениях о зле Якова Беме и Шеллинга. И мы не можем отказать ему в доле
правды, поскольку именно он прозревает и преодолевает лживость и
поверхностность рационализованного понятия "всеблагости", его
несовместимость с непостижимыми глубинами реальности Бога. Как Бог не
"всемогущ" на манер какого-нибудь деспота, мечом и тюрьмами расправляющегося
с своими непокорными подданными, так он и не "всеблаг" на манер благодушного
дедушки, дряблой рукой ласкающего внучков и кормящего их сладостями.
Всеблагой Бог-Отец есть, конечно, и Бог, внушающий нам некий невыразимый
трепет.
И все же мысль признать Бога хотя бы в каком-либо отдаленном и косвенном
отношении первоисточником зла невыносима и несостоятельна, ибо уничтожает
саму идею Бога, самоочевидность которой именно и истекает из его существа
как абсолютной Правды и, следовательно, абсолютного Блага. В этом смысле
совершенно прав древний гностик, сказавший: "Скорее я готов признать что
угодно, чем то, что Бог не благ".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192