Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Именно в качестве
реальности она есть антагония, - агония в античном смысле этого слова,
внутренняя борьба с самим собой, самовосстановление и исцеление через
самоопределение, через лишения и жертву - т.е. через трагизм и страдание.
Только замкнутой в себе душе страдание есть адская мука, доводящая до
отчаяния, - мука бессмысленного горения в пожирающем пламени; душе, уже
открывшейся вглубь, оно есть тяжкий подъем к небесному блаженству - чудо
причастия неизреченному и неисповедимому таинству божественной жизни. И
здесь истинное всемогущество и истинная всеблагость Бога обнаруживаются в
своей непостижимости в том, что он никогда не уничтожает страдания как бы
извне и механически, истребляя его молнией с неба, а через наше
претерпевание страдания и на этом внутреннем, необходимо антиномистическом и
антагонистическом пути дарует торжество подлинной реальности.
Но это понимание лишь в том случае оправдано и делает для нас
"прозрачной", внутренне убедительной саму реальность целокупного бытия, если
мы не будем мыслить и абсолютное совершенство - и, тем самым, блаженство -
самого Бога на пошлый, рационалистически искаженный лад безграничного
самоуслаждения и благополучия и монотонно неподвижного покоя. Именно
абсолютное совершенство Бога мыслимо - или, вернее, чуемо - лишь в форме
полноты всеобъемлющей, - и тем самым объемлющей и противоположности -
неисповедимо глубокой и осмысленной жизни. И поскольку мы можем с некоторой
адекватностью уловить эту полноту, это последнее единство Бога лишь в
единстве Творца и творения, мы не имеем и права утверждать, что Бог остается
сам перед лицом мирового страдания в состоянии несмущенного блаженного
покоя. Все положительное принадлежит к Богу, возникает из Бога, совершается
в Боге - следовательно, и та положительность, которая заключена в
претерпевании страдания. Возврат творения к Богу через страдание совершается
сам - как все вообще - в самом Боге. Это есть вечное общее откровение,
содержащееся в конкретно-положительном христианском откровении о страдающем,
приносящем себя в искупительную жертву за грех мира Богочеловеке. Сало собою
разумеется, что и это не должно пониматься как рациональное "определение"
существа и жизни Бога, как адекватное и исчерпывающее раскрытие его
неисповедимой тайны; и из всех рациональных богословских "теорий", быть
может, самой жалкой, беспомощной - и самой кощунственной - оказывается
рациональная теория "искупления". Здесь достаточно сказать одно: поскольку
мы вообще в состоянии отдать себе умственный отчет в этой непостижимой
реальности, мы должны и здесь мыслить ее по принципу антиномистического
монодуализма. Бог пребывает в вечно отрешенном, трансцендентном, блаженном
покое (или, точнее, есть этот покой) и одновременно все же соучаствует в
мировом страдании, "берет" его "на себя", сопереживает всю трагедию мирового
бытия и именно в этом проявляет свое существо как осмысляющего
первооснования и первоначала всяческого бытия. Или, еще точнее: Бог "сам по
себе" не есть ни то, ни другое - как он вообще не есть никакое "то или
другое" - и только в нашем человеческом приближении есть антиномистическое
единство того и другого. Только в этой непостижимой и неисповедимой форме он
есть абсолютное совершенство, и мы находим в нем блаженную вечную родину -
нашего "я" и мирового бытия.
e. Итоги рассмотрения проблемы зла
Этим открывается связь между тем ((((((?( (?q((, "неправомочным
умозрением", с помощью которого мы постигаем сущность и возникновение зла, и
усмотрением укорененности всего бытия в Боге. Как преодоление зла в сознании
виновности, так и претерпевание страдания - будучи возвратом к Богу -
основаны оба на нашем бытии в Боге. Поскольку мы видим вину и страдание в
этом свете самого Бога - в свете абсолютной любви, - совершается то
невозможное, что всякое зло оказывается действительно преодоленным,
обличается как обманчивая иллюзия - не существует больше. Если и сам и мир в
нашем автономном бытии и в нашей самочинности в отношении Бога все же есмы
только из Бога, с Богом и в Боге, - то и потенцирование и вырождение этой
самочинности в отпадении от бытия, т.е. от Бога, в конечном счете все же как
бы в то же самое мгновение исцеляется, преодолевается вездесущей,
всепримиряющей силой реальности Бога. Не только всеединство не может
"треснуть" так сильно, чтобы вообще распасться на отдельные куски; но и
поскольку вообще оно надломлено - оно таково только в нашем, человеческом
аспекте.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192