Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Нам открылось также, что само то, что мы называем "бытием" (в
отличие от его "содержания"), просто совпадает с моментом непостижимости. -
Мы проследили, далее, бытие в той его основоположной форме, в которой оно не
извне "дано", не "предстоит" нам, а есть реальность, изнутри открывающаяся
сама себе - и нам, по-скольку мы к ней причастны. Таково так наз. "душевное"
или "психическое" бытие, которое мы восприняли как "непосредственное
самобытие"; мы проследили его и в той его форме, в которой оно есть "моя
внутренняя жизнь", и в той его форме, в которой, выходя за пределы самого
себя, оно есть жизнь в общении (в отношении "я-ты" и "мы") и духовная жизнь.
Непредвзято созерцая этот аспект бытия, мы убедились, что само его существо
трансрационально, т.е. непостижимо, и что оно тем не менее явственно
открывается нам именно во всей этой своей непостижимости. И, наконец, мы
проникли в ту глубину, в которой оно есть первооснова или первоисточник
непосредственно скрытого от нас единства обоих этих "миров" или "аспектов
бытия". И эта первооснова единства, обладая высочайшей степенью очевидности,
вытекающей из совпадения в ней реальности с ценностью или "смыслом",
открылась нам как святыня Божества. И в этой своей общей форме, и в своем
конкретном обнаружении как "Бог-со-мной" и как "Бог-и-мир" эта первооснова
реальности оказалась совмещающей в себе совершенную очевидность с сущностной
"проблематичностью", т.е. трансрациональностью и непостижимостью.
Так мы убедились, что мир и бытие и в своих основных обнаружениях, и в
своей первооснове не только вообще непостижимы, но и совпадают с
"непостижимым". Этот итог нашего исследования, однако, отнюдь не совпадает с
утверждением какого-либо скептицизма или абсолютного иррационализма - не
ведет к проповеди какого-либо "банкротства" положительного рационального
знания - будь то научное знание или практическая рациональная ориентировка в
бытии. Момент рациональности, на который в конечном счете опирается такая
духовная установка, остается для нас объективно реальным элементом самого
бытия, и потому опирающаяся на него установка трезвого рационального
миропонимания как таковая вполне оправдана и уместна. Более того:
отвлеченный иррационализм, отрицающий объективную значимость рационального
начала, есть направление еще более ложное и вредное, чем отвлеченный
рационализм. Единственное, что мы нашли неоправданным и неуместным в этой
установке рационального знания, есть ее притязание быть абсолютной,
исчерпывающей, всеобъемлющей установкой, вести нас к абсолютной правде,
наряду с которой нет места для правды совсем иного рода. Мы нашли, напротив,
что рациональность, будучи отражением "светлого", как бы "зримого" начала
бытия, есть лишь один из моментов бытия, неразрывно связанный с другим,
противоположным ему моментом. Рациональность, направленная сама на себя, -
философия! - необходимо вскрывает и трансрациональность самой себя, и ту
трансрациональность бытия, в силу которой оно есть нераздельное единство
рациональности с иррациональностью. Поэтому верховенство подлинного знания
принадлежит лишь тому углубленному взору, который проникает в
трансрациональность, т.е. непостижимость или необъяснимость бытия.
"Непостижимое" не есть "ночь", в которой "все кошки серы" и перед лицом
которой теряло бы всякий смысл ясное и отчетливое восприятие "дневного",
зримого облика мира. Непостижимое есть, напротив, тот неприступный Свет, из
которого, с одной стороны, вытекает сама "дневная", обыденная зримость мира
и перед лицом которого эта обычная "светлость" мира оказывается сама лишь
чем-то темным, непроницаемым, иррациональным. Правда науки и трезвого,
рационального восприятия и постижения мира оказывается производной,
частичной и лишь в этом смысле неадекватной правдой. Подлинную Правду нам
открывает лишь философия - установика, в которой рациональность, направляясь
на самое себя, тем самым трансцендирует через саму себя и опирается на общее
и вечное откровение реальности как Трансрационального, Непостижимого. И
философия, таким образом, со своей стороны постулирует за пределами самой
себя как источник, из которого она сама рождается и черпает свою возможность
и свое существо, - непосредственное религиозное восприятие бытия - точнее
говоря, саму священную реальность Божества, силою и откровением которой все
общее и есть, и есть-для-себя, т.е. открывается для постижения.
Что "Непостижимое" как таковое - "непостижимо" - это возражение, которое
неблагожелательно настроенный читатель заранее готов с уничтожающей усмешкой
противопоставить самому замыслу нашего исследования, - есть истина столь же
бесспорная и столь же глупая в своей бесспорности, как мудрое поучение
Кузьмы Пруткова, что "нельзя объять необъятное".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192