Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

В оценке этого соотношения, в нашей установке к
нему мы можем впадать в двоякое заблуждение: романтически-мечтательные
натуры не будут отчетливо различать твердую почву действительности от
окружающего ее "океана снов" или - употребляя сравнение, которым мы уже
пользовались выше, - будут склонны вообще отрицать существование "островов"
в океане - может быть, попытаются, подобно несведущим мореплавателям,
проехать кораблем напрямик, не ведая о мелях и сушах, и потому легко могут
сесть на мель или разбиться о береговые скалы. Напротив, "реалисты", натуры
"трезвые", хорошо знающие, что по неровной каменистой почве можно двигаться
лишь по точно определенным путям и только на колесах, откажутся вообще от
всякого мореплавания на кораблях, совсем не подозревая, что острова или
континенты окружены океаном. То и другое, конечно, одинаково неверно и
потому может оказаться и практически одинаково вредным, как всякое
заблуждение.
Но этим дело не ограничивается. Как уже мимоходом упомянуто выше, мы
должны прийти еще к тому второму заключению (еще более интересному и
существенному), что это деление на "твердую почву" и безбрежный вольный
океан совсем не однозначно, что, напротив, смотря по "точке зрения", одно и
то же явление может причисляться то к одному, то к другому - то к
"действительности", то к миру "субъективности". Само это деление оказывается
в каком-то смысле условным и относительным (а в дальнейшем мы убедимся в
этом еще яснее). Поставим себе вопрос: отчего, собственно, это происходит?
Нетрудно найти по крайней мере ближайший ответ на этот вопрос. Все, что
представляется нам как предмет суждения, имеющий определенное содержание,
оказывается в каком-то смысле частью объективного бытия, т.е.
"действительности" (что и понятие объективного, или "предметного", бытия,
собственно, шире понятия "действительности" - об этом мы будем говорить
ниже; пока мы употребляем оба эти понятия как равнозначные); и с этим
согласуется то, что только суждение обладает так наз. "связкой", т.е. только
в нем употребляется слово "есть". Напротив, поскольку что-либо просто
"переживается", дано или присутствует в непосредственном опыте, мы о нем еще
не говорим, что оно "действительно есть", хотя всякое содержание опыта тем
самым есть в общем смысле некая "реальность". Переживаемый или пережитый сон
есть только сон, а не "действительность", но если я мыслю этот же факт и
говорю "я имел такой-то сон", то в этом аспекте я уже говорю о факте,
принадлежащем к действительности; вырванное из непосредственного опыта, это
явление становится для меня предметом мысли, - и тем самым частью
"действительности", чем-то, с чем я должен считаться как с неустранимым,
неотменимым "фактом". Вся область материального мира уже как бы сама собой,
непосредственно предстоит нам как предмет мысли через посредство суждения,
что нечто "есть" (почему это так - в это нам нет надобности здесь
углубляться); и потому она без колебаний причисляется нами к сфере
действительности. Напротив, душевные переживания и явления духовного порядка
ближайшим образом предстоят нам как содержания непосредственного опыта, и
лишь позднее, в рефлексии - и всегда лишь частично - могут стать предметом
суждения. Поэтому они то относятся нами к сфере "субъективности" -
принадлежат к той беспорядочной "куче камней", которые только окружают
строящееся или построенное здание, не входя сами в его состав, - то,
напротив, по крайней мере частично включаются в состав самого здания, т.е.
причисляются к "действительности". Лишь в двух словах добавим здесь, что
явления опыта становятся для нас предметом суждения, когда наша мысль, наше
внимание усматривает в них определенное содержание (содержание, которое в
силу принципа определенности конституируется для нас как некое тождественное
в себе и отчетливо отличное от всего иного содержание А). Таким образом,
область "действительности" совпадает для нас с совокупностью явлений с той
их стороны, с которой они образуют связную систему определенностей.
(Необходимые оговорки к этому положению будут приведены ниже.) Другим путем
и в другой формулировке мы приходим, таким образом, к тому же выводу, к
которому мы пришли уже в прошлой главе: действительность есть лишь отрезок
рационального (и рационализированного нами) в составе реальности, т.е.
рационально постижимого; за его пределами простирается темный океан
иррационального, непостижимого, только переживаемого и непосредственно
опытно данного, что, будучи реальностью, выходит за пределы
"действительности".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192