Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Л. С нами Бог.
С. 217 - 219).
xci Подвешивать (нем.).
xcii См.: Еф. 1: 23.
xciii Идея построения социальной философии была реализована в книге "Свет
во тьме".
xciv Трое составляют коллегию (лат.).
xcv У Гегеля: "Существование государства - это шествие Бога в мире"
(Философия права. С. 268).
xcvi Характеризуя данный подход С.Л.Франка к проблеме, С.А.Левицкий дает
следующую оценку его социальной философии: "В своей социальной философии
Франк - яркий сторонник органической теории общества. Однако его организм
носит утонченный и духовный характер и весьма далек от аналогий между
биологическим организмом и общественным целым. К тому же, Франк различает
соборное, целостное ядро общества (которое может быть сравнено с духовным
организмом с центром в форме сознания "мы") - и более видимую периферию
общественной жизни, которая носит скорее механический характер. Говоря
словами Франка, сфера "общественности" (механический аспект общества)
основывается на глубинной сфере "соборности" ("духовной основы общества").
Кончая эскиз социальной философии Франка, хотелось бы отметить, что Франк
не только наметил основные категории общественного бытия, но и сумел дать
читателю почувствовать сверхличную мистерию общественной жизни" (Сб. памяти
Франка. С. 131).
xcvii Ср.: "Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы
войти туда, или оттуда выйти". Лейбниц Г.В. Соч. в четырех томах. Т. 1. М.,
1982. С. 413 - 414.
xcviii См.: Диоген Лаэртский, IX, 7.
xcix Строка из стихотворения Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..."
c Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. ?Полн. собр. соч. Т. 14. С. 100.
ci Ин. 10: 1 - 6.
cii Речь идет о теории З.Фрейда, как она была изложена в его работе "Я" и
"Оно" (1923). См.: Франк С.Л. Психоанализ как миросозерцание. ??Путь. 1930.
№ 25. С. 22 - 50.
ciii Ин. 8: 32.
civ Глубины духа моего с тревогой, постоянно взывают
К глубинам Бога: Скажи, которые бездонней?
(Op. cit. I, 68).
cv Увижу себя - увижу тебя (лат.).
cvi Строфа из стихотворения "Красавица". Ср.: Франк С.Л. Религиозность
Пушкина. ?Этюды о Пушкине. 8-е изд. Париж, 1987. С. 9 - 27.
cvii Не совсем точная цитата. У Пушкина:
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он. ("Поэт").
cviii Отбросить (нем.).
cix Желание - отец мысли (нем.).
cx Николай Кузанский, I, 131 - 132.
cxi Гете И.В. Фауст, ч. 1, сцена 16. Сад Марты.
cxii См., например: Чхандогья-упанишада, III, 14; V, 11 - 24.
cxiii Платон. Письма, VII, 341cd.
cxiv О Григории Назианзине (ок. 329 - 390) см.: Памятники византийской
литературы IV - IX веков. М., 1968. С 70 - 83. Точное авторство гимна "К
Богу" не установлено.
cxv Ин. 3: 31 - 36.
cxvi Ин. 1: 18.
cxvii Мф. 11: 25.
cxviii Мф. 5: 8.
cxix У Франка "существа", явная опечатка.
cxx 1 Кор. 13: 12.
cxxi В своей книге "Диалогическое мышление" Б.Каспер замечает, что
Ф.Эбнер (1882 - 1931) был одним из "первооткрывателей" этой проблемы. Он
пишет об этом на основе изучения посмертно опубликованных дневниковых
записей Эбнера, относящихся к 1910 - 1912 годам (указ. соч. С. 198). "Для
Эбнера главным признаком религиозного отношения является то, что отношение к
Богу улавливается и осознается уже на уровне отношения к языку, как
отношении "между", что служит сильным аргументом против ложной религии"
(указ. соч. С. 249). "Бог есть абсолютная личность, - цитирует Каспер
Ф.Эбнера. - Поэтому Бог может внушать лишь любовь, но никак не быть объектом
знания, разумеется, как знания психологического, так и метафизического или
теологического. Нет никакой теологии..." (указ. соч. С. 257). Речь идет о
работе Фердинанда Эбнера "Слово и духовная реальность".
cxxii У Франка - "резервацией", явная опечатка.
cxxiii Франц Баадер (1765 - 1841) - немецкий философ, врач и теолог,
представитель неортодоксального католицизма.
cxxiv Ис. 55: 8 - 9.
cxxv Ин. 1: 1.
cxxvi Ин. 1: 14.
cxxvii См., например: Ин. 16:13.
cxxviii Тайный союз (лат.).
cxxix Профессор - личность, Бог же никто (нем.).
cxxx См.: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. /Сочинения.
Т. XI. М. - Л., 1935. С. 305.
cxxxi Учение британского монаха Пелагия (около 360 - 418), который отверг
учение о первородном грехе и в противовес концепции благодати и
предопределения Августина делал акцент на нравственно-аскетическом усилии
самого человека. В 431 г. было осуждено на третьем Вселенском соборе.
cxxxii Парменид. О природе, IV, 7.
cxxxiii 1 Ин. 4: 8.
cxxxiv Имеется в виду, в частности, известное выражение Тертуллиана:
"Credo quia absordum" ("Верую, потому что абсурдно").

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192