Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Напротив, единственно непредвзятое воззрение
должно состоять здесь в констатировании, что "свет" мысли, возгорающийся в
познании, проистекает из самого бытия; и если благодаря ему нам раскрывается
расчленение самого бытия и отображается в расчлененной системе понятий
нашего мышления, то это свидетельствует о том, что наша субъективность
внутренне "приспособлена" к структуре бытия, имеет с бытием некий общий
корень. Поскольку философия есть "теория знания" в единственно истинном и
правомерном смысле этого слова - именно онтология знания, раскрытие
познавательного отношения как некого сущего отношения между двумя
соотносительными моментами реальности - субъектом и объектом, - убеждение во
внутренней сопринадлежности этих двух моментов реальности навязывается ей
само собой, есть простое первичное констатирование. В факте знания,
успешного созерцания, видения бытия с неопровержимой, последней очевидностью
открывается, что субъективность и объективность как-то согласованы между
собой, "подходят" друг к другу и эта согласованность имеет своим последним
корнем общность момента рациональности, "логоса".
Но столь же очевидно открывается и другой, соотносительный рациональности
момент бытия в обеих этих частях бытия: именно момент иррациональности. Мы
нашли этот момент в стихии чистой непосредственности непосредственного
самобытия и усмотрели его сущностное сродство с иррациональным элементом
космического бытия; в откровении "ты", поскольку "ты" открывается нам как
нечто чуждое и враждебное, мы натолкнулись на нечто жуткое, что ощущается
сродным чуждости и жуткости для нас основы предметного бытия; и в бытии "мы"
мы просто встретились с космическим началом в самой стихии человеческой
жизни. Хотя это начало испытывается нами как что-то чужое и враждебное, т.е.
свидетельствует о проникающей все наше бытие двойственности, эта
двойственность все же не совпадает с двойственностью между "внутренним" и
"внешним" миром, а перекрещивается с последней, что опять-таки дает нам
почувствовать более глубокое единство обоих миров. Иррациональность,
образующая самое существо непосредственного самобытия, нашей "жизни",
определяет - наряду с рациональностью и в неразрывной связи с последней - и
существо "внешнего мира". Формы бытия потенциальности, свободы, становления,
времени властвуют над обеими областями или соучаствуют в них обеих, хотя в
частностях проявляют себя различным образом. Стоит нам только держать глаза
открытыми, чтобы нам с предельной очевидностью стало явственным, что всякое
бытие вообще окружено атмосферой непонятного, иррационального и погружено в
нее.
Если эти два основоположных момента - рациональности и иррациональности -
и притом в их неразрывном единстве, присущи обеим частям бытия, обоим мирам,
то в этом смысле всякий абсолютный дуализм в качестве последней
метафизической истины оказывается и теоретически несостоятельной, внутренне
противоречивой точкой зрения: в рациональности, как и в иррациональности,
бытие в самом своем понятии совпадает с единством. Всякая, даже самая резкая
и безнадежная двойственность есть все же лишь двойственность в пределах
единства, как бы в лоне объемлющего и пронизывающего ее единства.
Прослеживая далее эту мысль, приходишь - на основании всех уже развитых нами
соображений - к сознанию, что в конечном счете всякое бытие вообще все уже
укоренено во всеединстве непостижимого как трансрационального, есть
откровение и форма обнаружения "непостижимого" как такового. Правда, это
непостижимое распадается для нас непонятным образом на два в известном
смысле разнородных мира явлений, как бы на две половины; однако при этом
сохраняется по крайней мере то единство, в силу которого обе эти половины
остаются все же частями некого целого, - что означает, как мы это уже давно
знаем, что они имеют общую последнюю глубину в непостижимом. В этом смысле
двойственность, несмотря из все взаимное противоборство обеих частей,
остается все же двуединством.
Однако это единство - которое в конечном счете сводится к общей
укорененности в непостижимом как таковом в его всеобщности - не может нас
здесь удовлетворить, не есть то единство, которого мы ищем. Момент
рациональности, хотя он и проявляется в качестве "разума" или "субъекта
знания" в составе нашей субъективности, все же - как было показано - не
совпадает с последней как с существом непосредственного самобытия. И притом
рациональность, поскольку она выражается в чистом моменте сознания и знания,
в чистом свете теоретического озарения бытия, не спасает нас от слепой
неосмысленности предметного мира и ничего в ней не изменяет; не так уже
велико и существенно утешение быть погибающим "мыслящим тростником".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192