Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Поскольку под словом "есть" или "существует" подразумевается
принадлежность к "действительности" или к "предметному бытию", нужно - даже
рискуя быть неправильно понятым, - сохраняя полное сознание высшей,
абсолютной очевидности Божества и благоговейно ощущая его вездесущее
присутствие, - иметь мужество - в кажущемся согласии с атеизмом -
утверждать, что Бог не "существует". Это - в другом смысле совершенно
ложное, свидетельствующее о духовной слепоте - утверждение означает для нас
нечто совершенно очевидное и бесспорное: именно, что Бог не есть часть или
кусок "действительности" или предметного бытия. (Ниже, в следующей главе, мы
увидим еще другое основание, почему оборот мысли, выражаемый в словесной
форме "есть", неприменим к Богу.) Всякий атеист, в какой бы утонченной форме
он ни обосновывал свой тезис, в конечном счете утверждает то же самое, что
имел в виду тот умственно-беспомощный советский пропагандист безбожия,
который пытался доказать слушателям небытие Бога ссылкой на факт, что, часто
летая на аэроплане, он еще никогда не встретился в небе с Богом. Но сама
возможность принимать такую глупость за доказательство небытия Бога
определена обычным воззрением, согласно которому реальность Бога должна быть
констатирована наподобие реальности единичного факта. Или, поскольку тезис
атеизма формулируется в словесном обороте, выражаемом, напр., по-немецки в
форме "es gibt" или по-французски "il y a" - если говорят "es gibt keinen
Gott" или "il n`y a pas de Dieu" (по-русски примерно: "Бога не имеется"), -
то относительная истинность этой мысли может быть усмотрена в связи с
точным, буквальным смыслом этого словесного оборота (ср. выше. гл. III, 3).
Действительно, нет такого "es" или "il", такого "оно", которое "имело" бы и
"давало" нам Бога, - ибо оно само истекает из Бога и зиждется на нем. Не
какое-то "оно" дает нам Бога; только сам Бог может давать нам себя. Ибо Бог
не только, как уже сказано, не есть часть или элемент предметного бытия - он
не есть и какое-либо частное содержание и безусловного бытия. Итак, Бог не
есть - но не в том смысле, что он есть "иллюзия" и должен быть вычеркнут из
состава подлинного бытия, а лишь в том смысле, что его реальность, будучи
реальностью абсолютной первоосновы или первоисточника бытия, превышает
всяческое бытие. Не Бог есть в бытии, а, напротив, всякое бытие есть в нем и
из него. Как бытие не "есть", а "бытийствует", так и Божество не есть, а
"божествует", - "святит" и творит само бытие.
Если утверждение атеизма, что "Бога не существует", и содержит некое
горькое разочарование - крушение надежды встретиться "лицом к лицу" с Богом,
усмотреть его живое, осязаемое, "воплощенное" присутствие в самом реальном
мире, - т.е. само проистекает из некой религиозной жажды, из искания Бога,
то все же в высшей степени существенно уяснить себе, что в самом этом
искании содержится ослепляющее искушение, искажение самой идеи божества; это
имеет в виду Р.М.Рильке, когда он так метко говорит: "Все, кто тебя ищут,
искушают тебя" ("Alle, die dich suchen, versuchen dich"). Божество как
таковое не только фактически скрыто от нас, но и по самому своему существу
сокровенно. И притом не только в том смысле, что, будучи сверхчувственным,
оно не может быть чувственно "дано" - что было бы уже просто трюизмом, - но
и в том смысле, что Божество, и сверхчувственно не "зримо" - "Бога никто
никогда не видел"cxvi, - а только само открывает себя в живом опыте. Оно не
предстоит нашему взору наподобие предметного бытия, и даже не объемлет нас
наподобие безусловного бытия, которое может быть осознано чисто
теоретически, может открываться умственному взору. Лишь поскольку мы сквозь
безусловное бытие и через посредство непосредственного самобытия
бытийственно достигаем глубины абсолютной первоосновы, Божество открывается
нам как абсолютно очевидное в своей абсолютной сокровенности.
То же самое соотношение может быть уяснено еще с другой стороны. Сомнение
в "существовании Бога" есть сомнение в том, соответствует ли нашей мысли о
Боге, нашему сознанию Бога некая "объективная реальность". Не может ли это
сознание, это кажущееся откровение оказаться просто самообманом, иллюзией,
смешением субъективной реальности самого переживания с объективной
реальностью его (мнимого) предмета? Это сомнение основано, однако, на
недоразумении, именно на по существу не уместном, противоречивом применении
мерила "чистого", "объективного" познания к содержанию откровения (в
разъясненном выше смысле этого понятия). Правда, возможны и мнимые
"откровения" - именно в смысле неправильного истолкования содержания,
состава смысла того, что "открывается".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192