Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Поскольку
"ты" не сознается равноценным мне, не есть для меня правомерный "другой" -
правомерное иное, "я", чем "я сам", - оно именно тем самым есть некое "оно".
("Он" есть ведь, как уже было указано, "ты", уже погруженное в сферу "оно".)
Правда, "ты" не может при этом без остатка, целиком превратиться в "оно" -
иначе этим было бы уничтожено само отношение "я-ты". Даже сильнейшее
отталкивание от "другого", даже самая лютая вражда и ненависть есть все же
отношение "я-ты", хотя и граничащее с состоянием его отсутствия; лишь
презрение, ведущее к полному равнодушию, к небытию для меня "ты" как
такового, превращает "ты" в безразличное "он" и тем самым уничтожает само
отношение "я-ты".
Эту установку к "ты" как к "чужому" можно рассматривать - правда, лишь в
известном, условном и ограниченном смысле, как мы увидим это тотчас ниже, -
как первую и основоположную в порядке генетическом форму отношения "я-ты",
на которой строится все дальнейшее - в частности, вторая, иная форма этого
отношения. "Ты" может, конечно, иметь для меня и совсем иной смысл,
содержать момент, прямо противоположный описанному. А именно,
непосредственное самобытие узнает в "ты" успокоительную, отрадную ему
реальность сходного, сродного, родного ему - некую свою родину, т.е.
реальность вне себя самого, внутренне ему тождественную. Встречаясь с такого
рода "ты" или улавливая этот момент в составе "ты", я сознаю себя уже не
единственным, не одиноким - вне меня я нашел мне-подобное, сущее по моему
образу. "Не-я", не переставая быть "ты", т.е. не быть "мною самим", есть "я"
вне меня самого, и притом не на жуткий, противоестественный, неправомерный
лад двойника, а так, что, не теряя и не колебля тем единственности и
неповторимости моего "я" как такового, я нахожу во внешнем мире существо,
исполненное стихии моего собственного внутреннего бытия. Это есть чуткое,
понимающее, проникающее во-внутрь "ты" и его раскрывающее отношение "я-ты",
в котором впервые это отношение конституируется в его полной актуальности.
Тайна другого, второго - именно вне меня сущего - бытия того, что составляет
существо меня самого, не перестает быть тайной, откровением непостижимого.
Но это есть уже не жуткая и устрашающая, а отрадная, сладостная тайна - не
"mysterium tremendum", а "mysterium fascinosum". К сущности этой тайны как
тайны любви мы еще вернемся ниже. Здесь нам надо подчеркнуть лишь одно: если
можно считать (повторяем, лишь в условном и приблизительном смысле), что
сознание "я" и тем самым самобытие "я" как такового для себя самого впервые
в генетическом порядке возникает из реакции на "ты" как чуждую и угрожающую
мне инстанцию "другого" - на я-подобное существо вне меня самого, - то, с
другой стороны, "я" как таковое впервые внутренне оформляется, приобретает
прочную реальность, как бы усматривает единственность, законность,
понятность своего существа, лишь когда оно видит себя в свете сродного,
близкого, тождественного ему по своему существу "ты", - другими словами,
лишь когда оно находит как бы подтверждение своего бытия вне себя самого,
как извне данную, извне ему открывающуюся и в этом смысле "объективную"
реальность. Вне "уважения" к "другому" - вне восприятия "ты" как
самоочевидной, внутренне правомерной реальности - нет заколоченного
самосознания, нет внутренне прочного самобытия "я".
Но теперь мы должны отметить, что дело здесь идет не только - и даже не
столько - о двух разных типах или формах отношения "я-ты", но вместе с тем и
о двух моментах, в известной мере и пропорции имманентно присущих всякому
конкретному отношению "я-ты". Все различие между этими двумя конкретными
формами отношения сводится, в сущности, к относительному преобладанию или
степени осознанности каждого из этих двух моментов. Если мы назовем эти два
типа отношения отрицательным и положительным отношением "я-ты", то мы можем
сказать, что всякое конкретное отношение "я-ты" одновременно и отрицательно,
и положительно. Даже в самой враждебной установке - установке самозащиты "я"
от "ты", или нападения "я" на "ты" - скрыт уже опыт некой сопринадлежности,
т.е. внутренней однородности "я" и "ты", ибо нечто абсолютно чужое и
инородное вообще не затрагивало бы меня, так как его бытие лежало бы в
совсем иной, чуждой мне сфере реальности и я не мог бы вообще столкнуться с
ним на этот лад. Должен существовать, по меньшей мере, некий "интерес" "я" к
"ты", некое сознание общности рода бытия - а это уже есть потенциально
элемент близости и соединения. В пределе, конечно, мыслима "война на
истребление", борьба "не на живот, а на смерть", и притом не в смысле
"единоборства", а в смысле "охоты", кончающейся истреблением добычи; но в
этом предельном случае вообще уже нет отношения "я-ты", а есть лишь чистое
отношение "я-он", равнозначное отношению "я-оно".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192