Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Однако как ни естественно такое возражение, как ни легко оно
возникает в нашем сознании - оно ложно, - так же ложно, как ложно обычное
мнение, что философия вообще занимается "абстракциями", удаляясь от всего
конкретного. Дело обстоит как раз наоборот: реальность в том ее существе,
которое здесь нам раскрылось, есть нечто в максимальной мере конкретное, по
сравнению с чем все остальное, что мы обычно называем конкретным, есть лишь
абстракция. И хотя общее существо реальности в этом смысле и соприкасается с
тем, что индусскому мышлению открылось в лице "брахмана", но реальность эта
присутствует совсем не только в опыте отрешенного, углубленного в себя
созерцателя, а образует самое существо ежедневного и ежемгновенного опыта
каждого из нас. Нам надлежит еще хоть вкратце показать это.
Выше, обсуждая понятие "действительности", мы пришли к выводу, что
действительность не исчерпывает собою всего состава нашего опыта, а есть
лишь слаженное, упорядоченное "здание", за пределами которого остаются,
подобно беспорядочной груде камней рядом со строящимся зданием,
неиспользованные (в качестве элементов действительности) реальности, которые
мы поэтому называем "субъективными". Но этот образ, вполне подходящий для
уяснения понятия "действительности", оказывается совершенно неадекватным,
поскольку мы мним исчерпать им структуру нашего непосредственного опыта.
Поскольку реальность сознается нами вполне конкретно, т.е. дана
действительно в непосредственном опыте, она совсем не распадается на
отвлеченно мыслимую, упорядоченную систему "действительности" и на
окружающие ее хаотические обрывки неиспользованного сырого материала. Она,
тем самым, совсем не распадается на "внешний мир" и окружающие его или ему
сопутствующие "субъективные внутренние переживания". Напротив, эта
реальность во всей ее конкретности - и не только реальность, как
всеобъемлющее всеединство, а любое частное содержание опыта -
непосредственно воспринимается и переживается нами как некая конкретная
полнота и органическое единство. Наслаждаюсь ли я прекрасным ландшафтом,
воспринимая сияние солнца, синеву неба и моря, зелень растительности, аромат
цветов, - или вхожу в комнату, окидывая общим взором ее убранство, ее стиль,
образуемый всей совокупностью вещей в ней, и воспринимая душевные флюиды,
исходящие от ее обитателей, - или общаюсь с отдельным человеком, причем и
его внешний облик, и его внутреннее существо вместе с его словами и
действиями как-то "входят в меня", - во всех этих и бесчисленных других
случаях непосредственная реальность, данная мне в конкретном опыте или,
точнее, присутствующая для меня и мною переживаемая, не есть
"действительность", - не есть внешнее для меня предметное бытие, а есть
целостное единство сознания и сознаваемого, переживания и его содержания -
коротко говоря, есть - в приложении к ограниченному, частному отрезку бытия
- та самая несказанная, сама себе открывающая, сама себя сознающая
реальность, сущность которой в ее общем виде мы описали выше. Реальность в
этом смысле совпадает просто с жизнью в самом полном и конкретном смысле
этого слова - не с моей жизнью, которую я противопоставлял бы чему-то иному,
внешнему вообще, - а с жизнью вообще, в состав которой вхожу и я сам, -
можно сказать, с вселенской жизнью в данном ее частном отрезке. Вид ночного
звездного неба с загадочно-прихотливым узором светящихся и мигающих на нем
точек, с таинственным молчанием темных непроницаемых небесных бездн, с
объемлющим меня благоговением и чувством и моего одиночества перед лицом
этого неба, и моего сродства с ним - все это, взятое вместе как нераздельное
единство, есть в большей мере реальность, чем астрономическая
"действительность", предносящаяся мне в астрономической теории (всегда к
тому же - по крайней мере в деталях - оспоримой).
Мы живем всегда, в сущности, в двух планах: в плане ориентирования в
"действительности" как мысленно, т.е. всегда отвлеченно, выделенной нами и
рационально, в понятиях, выраженной части реальности (части, которая, как мы
видели, всегда остается к тому же неопределенной по своему объему) и
соответствующей установки по отношению к этому "миру действительности", - и
одновременно в плане непосредственной реальности в ее всеобъемлющей и
всепронизывающей конкретной полноте. "Действительность" есть то, что
постижимо в реальност

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192