Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Всяческий идеализм
оказывается несостоятельным в качестве (явного или скрытого) рационализма
перед лицом трансрационального существа реальности - перед лицом того факта,
что бытие вообще - безусловное бытие - есть такое, в себе неопределенное
"нечто" или "все", которое есть по существу нечто совсем иное, чем любое
определенное "что-то", "это" или "то". Головокружительный, почти приводящий
нас до грани безумия вопрос: "что, собственно, мы подразумеваем под словом
"есть"? что это значит, что что-либо или все вообще "есть"?" - этот вопрос
разрешается сам собой через усмотрение, что выход за пределы всего
постижимого и выразимого в понятии и есть существенный определяющий признак
именно того, что мы разумеем под реальностью.
Бытие как таковое, т.е. в его безусловности, и тайна есть просто одно и
то же. При этом "тайна" означает здесь не загадку, которая требует
разрешения (хотя бы это разрешение фактически было для нас невозможно), а
"таинственное" по самой своей природе, т.е. трансрациональное - то, что по
своему существу противоположно всему постижимому. Мы только потому не
замечаем этого, что бытие есть безусловно всеобъемлющий фон и
всепронизывающая среда всего нашего опыта и именно потому, подобно всему
неизменно-постоянному, безусловно привычному, вездесущему, естественно
ускользает от нашего внимания. Но стоит нам воспринять его как таковое, как
бы раскрыть глаза и увидать его, как мы ощутим вечное и вездесущее
присутствие в нашем опыте, во всей нашей жизни безусловно непостижимой
тайны.
Трансрациональность и тем самым непостижимость бытия имеет двойной смысл
или содержит в себе двоякое. Если взять бытие как таковое, в отличие от
всего, что в нем содержится, - то оно есть безусловно неразложимое первичное
простейшее единство - как указано, "нечто", что не есть "что-то". Его
существо - то, что оно есть, - просто совпадает с его наличием, с тем, что
оно есть. По сравнению со всяким содержательным "что" оно есть ничто. В
качестве такого неразложимого, лишенного всяких признаков единства оно может
быть именно только пережито, как бы являть нам свое бытие и быть нами
обладаемым, но не может быть уяснено каким-либо умственным анализом. Но
вместе с тем это единство есть, с другой стороны, единство всего; оно не
только объемлет и содержит в себе все, но и как бы насквозь все пронизывает;
и бытие в этом смысле есть не то, что остается за вычетом всего остального,
а именно единство всего вообще - единство всяческого "что" и его бытия. Так
как оно есть в этом смысле "все" именно в качестве единства, то в нем самом
все есть единство. Всякая совместность, всякое соседство, всякая связь
многообразия есть в нем слитность, совпадение различного в трансрациональном
тождестве. В силу этого безусловное бытие есть coincidentia oppositorum,
совладение противоположностей; так как бытие есть все, что оно имеет и
содержит, то в нем мирное соседство или сожительство превращается в
антиномистическое совпадение противоположностей. Поскольку мы пытаемся
выразить это соотношение рационально, в понятиях и суждениях, мы не можем
это сделать иначе, как сказать, что то, что само по себе несогласимо между
собой, все же совместно имеет силу в безусловном бытии, - и притом не в
различимом отношении, как это может быть в частной реальности, а безусловно
- именно потому, что дело здесь идет о безусловном и неразделимо-простом
бытии. Безусловное бытие выходит за пределы всего постижимого и
логически-определенного не только в том смысле, что оно металогично,
трансдефинитно и трансфинитно, но и в том смысле, что оно трансрационально в
смысле непостижимости в строгом смысле слова, т.е. непонятности. Это
уяснится нам в следующей главе еще точнее.
И тем не менее трансрациональное, непостижимое по существу, как мы
видели, не лежит где-либо далеко или скрыто от нас. Так как оно совпадает с
бытием в его безусловности, то оно, напротив, наличествует во всяком
сознании реальности с последней, абсолютной очевидностью, если у нас только
есть глаза, чтобы увидать его. Самое знакомое, то, что со всех сторон
окружает и проникает нас, то, в чем мы живем, движемся и есмы, - реальность
как таковая - совпадает с непостижимым. И все постижимое и понятное, все
уловимое в понятиях укоренено в нем и имеет смысл лишь в связи с ним.
Но именно поэтому все постижимое и познаваемое в понятиях - даже
поскольку при этом содержания бытия уловлены вполне адекватно - остается все
же неадекватным самой реальности. В этом заключается более глубокий и вполне
правомерный смысл всякого скептицизма.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192