Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

В подлинном религиозном
переживании - в отличие от застывшего, по-своему ясного и отчетливого мира
религиозно-богословских понятий, - например, когда в молитве, покаянии или
причастии мы чувствуем себя внезапно чудесно избавленными от мук совести, от
гнетущих забот или внутренней смуты и волнения и разнесенными на какие-то
неведомые чистые высоты, и которых мы обретаем душевный покой, - мы
испытываем прилив каких-то непонятных, сверхрациональных, благодатных сил, -
блаженное "касание мирам иным", силы которых таинственно властвуют над нашим
земным бытием, над "здешним" миром, и проникают в нашу трезвую, будничную
жизнь.
Во всех таких случаях нам кажется, что мы стоим перед чем-то
непостижимым, что явно отличается от всего знакомого, понятного, уловимого в
ясных понятиях. Позади всего предметного мира - того, что наше трезвое
сознание называет "действительностью", - но и в самих его неведомых глубинах
- мы чуем непостижимое, как некую реальность, которая, по-видимому, лежит в
каком-то совсем ином измерении бытия, чем предметный, логически постижимый,
сходный с нашим обычным окружением мир. И притом это измерение бытия таково,
что его, содержания и проявления кажутся нам непонятным образом одновременно
и бесконечно удаленными от нас, и лежащими в самом интимном средоточии нашей
личности. И когда мы сознаем это непостижимое, когда мы, погружаемся в это
измерение бытия, мы вдруг начинаем видеть другими глазами и привычный нам
предметный мир, и нас самих: все знакомое, привычное, будничное как бы
исчезает, все возрождается в новом, как бы преображенном облике, кажется
наполненным новым, таинственным, внутренне-значительным содержанием. Кому
неведомо, кто никогда не испытал это гетевское "stirb und werde"ix, это
духовное воскресение к жизни после "смерти", после жуткого ухода в
таинственную глубь земного мира, тот, поистине, - говоря словами Гете
"только смутный гость на темной земле".
Но не есть ли все это просто иллюзия и заблуждение, нападающее на нас
субъективное душевное состояние, которое, по-видимому, оправдывает
психологическую гипотезу, что в глубине почти всякого нормального человека
кроется зерно безумия? Или в более обшей форме: не есть ли сознание
непостижимого - нечто, что может быть понято в наших обыденных или научных
понятиях и тем самым включено в нашу обычную, знакомую и постижимую картину
мира, в привычный, рационально объяснимый предметный мир, напр., хотя бы как
момент "иррационального" в нашей душевной жизни?
Таково возражение нашего трезвого, рассудочного существа в отношении
состояний и опыта, в которых мы как будто ускользаем от него, выходим за его
пределы. Как бы убедительно ни казалось оно тому, кто заранее берет сторону
"рассудочного сознания" и не привык сомневаться в абсолютном верховенстве и
непогрешимости его притязаний, - непредвзятому, истинно философскому уму не
трудно усмотреть его методологическую произвольность. Дело в том, что оно
покоится на логической ошибке petitio principii или на ошибке idem per
idemx. Никто не судья в собственном деле. Абсолютное верховенство
логического, рассудочного объяснения не может быть логически же доказано,
ибо всякое доказательство опирается само на веру в абсолютную,
окончательную, компетенцию чисто рациональной мысли. Тот опыт
иррационального или трансрационального сознания, который рациональной мысли
кажется сводимым на иллюзию - общее говоря, постижимым в формах именно
рациональной мысли, - с точки зрения самого этого опыта по-прежнему остается
рационально непостижимым, и мы имеем здесь просто столкновение двух
непримиримых "точек зрения", если угодно - двух первичных "вер". На этом -
для большинства ближайшем и столь простом пути - вопрос, таким образом, не
может получить подлинно убедительного разрешения.
Но само это положение дела может вести и к другой постановке вопроса,
итогом которой явится, по-видимому, также отрицание объективной значимости
опыта трансрационально-непостижимого элемента бытия. А именно, сомнение, о
котором мы только что говорили, может быть формулировано и иначе. Мы можем
попытаться - как это делает скептицизм, претендующий на особую широту и
свободу мысли, - возвыситься над обоими спорящими здесь между собой
духовными направлениями и как бы "беспартийно" оценить их оба.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192