Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


И если мы, обратившись к другому измерению бытия, взглянем на наше
внутреннее бытие, на нашу собственную душевную жизнь, то она предстанет нам
еще более жутко окруженной с обоих концов времени - прошлого и будущего -
непостижимым. Откуда, собственно, мы происходим? Где и как мы были, прежде
чем началось то, что мы здесь на земле зовем нашей жизнью? Или нас вообще не
было, как это принимает "здравый смысл" как нечто самоочевидное? Но что
означает небытие нашего я, нашего бытия-для-себя - противоречащее, казалось
бы, самому существу той реальности, которую мы здесь имеем в виду? И что
ждет нас в будущем? Что будет с нами после нашей смерти? Бездна неведения
здесь еще более очевидна - тьма непостижимого еще неизмеримо более
непроницаема. Кто решится утверждать, что может достигнуть здесь
достоверного знания и выразить его в ясных понятиях?
Так познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной
непостижимого. Но и этим дело отнюдь не исчерпано. Дело обстоит не так, что
мы можем познать что-либо, и даже безгранично многое, и притом познать с
последней, совершенной ясностью, хотя при этом всегда сохраняется еще
бесконечный остаток непознанного и в этом смысле фактически непознаваемого.
Так как неведомое, как мы видели, не только окружает со всех сторон
познанное, но и смешано с ним и как бы пронизывает его и так как (как это
подробно показано в "Предмете знания") всякое познание есть в конечном счете
познание всеобъемлющего целого, т.е. всякое частное знание есть частичное
знание целого, то тем самым все познанное есть именно лишь частично
познанное и остается, следовательно, отчасти - и притом в бесконечно большей
своей части - непознанным. Таким образом, наше знание в любом его состоянии
и в любой области, к которой оно относится, не только сопровождается
незнанием, но и внутренне с ним смешано. Следовательно, бытие всегда и во
всяком своем отрезке познаваемо и одновременно непостижимо. Все познанное,
знакомое, известное не перестает оставаться для нас непостижимой тайной. Чем
более предмет укоренен в последних глубинах бытия - или, по крайней мере,
чем более сознается нами эта его укорененность (следовательно, напр., в
конкретной реальности больше, чем в отвлеченных содержаниях, в живом
существе больше, чем в неорганическом теле, в человеческой душе больше, чем
в растении или животном), - тем яснее мы ощущаем таинственное и непостижимое
даже и того, что ясно познано и хорошо нам знакомо.
Заслуживает внимания, что наш язык символически пользуется для
обозначения этого отношения словами, заимствованными из пространственного
созерцания, - такими словами, как "глубина", "нутро", "даль" и т.п. Мы
говорим, например, о недостижимых для нас "глубинах" или "нутре" души или о
том, что люди душевно "далеки" друг от друга. Но и всякое иное бытие может
обладать для нас недостижимой "глубиной", непроницаемо скрытым от нас
"внутренним составом", недосягаемой "далью". Всякое познание чего-то ранее
неизвестного ощущается как "раскрытие" ("открытие") того, что ранее было
заперто или скрыто от нас, как проникновение в "глубину", в "нутро" вещей,
тогда как то, что нас не удовлетворяет в знании, мы называем "поверхностью",
или "близорукостью", или "ограниченностью". В особенности усилие постигнуть
самые общие и основоположные связи бытия - то, что называется "метафизикой",
- производит на нас впечатление проникновения в "глубину" или раскрытия
таинственного "нутра" реальности. Во всех этих случаях дело идет о сознании
такого слоя реальности, который непосредственно остается скрытым или
недостижимым для нашего познающего взора. Дело идет, следовательно, о
реальности, о которой мы с очевидностью знаем, что она есть, но не знаем,
что именно она есть. И мы сознаем, что во всем - даже в предметах, особенно
хорошо нами познанных и наиболее нам знакомых, - есть такой недостижимый для
нас или скрытый от нас слой бытия. Конечно - как уже упомянуто, - вообще
говоря, отнюдь не исключено, что мы когда-нибудь достигнем этой "глубины",
что "скрытое" "откроется" нам, - словом, что наш познавательный взор
проникнет когда-нибудь в то, что доселе ему остается недоступным.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192