Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


То, "из чего" вытекает B, во всяком случае не может быть A, как
законченная, чистая определенность; из определенности вообще ничто не может
"возникнуть", ибо существо ее, как чистой "тождественности", несовместимо с
тем, что мы называем возникновением (или "изменением"). Пользуясь
употребленным нами в гл. I (и подробно обоснованным в "Предмете знания")
обозначением, мы должны сказать, что В возникает не из чистого А как
такового, а из Ax - что, собственно (опять-таки по аналогии со сказанным в
гл. I), означает, что то и другое, и A и B, или, точнее, сама связь A-B
возникает из некого х, причем во временном порядке A предшествует B, так что
В может возникнуть из х только после того, как из него уже возникло А.
Однако "x" есть здесь символ не только просто еще неопознанного,
неизвестного или даже непостижимого для нас, но вместе с тем и непостижимого
в себе, именно трансфинитного существа реальности, поскольку оно
обнаруживается в становлении, есть - мыслимое сверхвременно - именно
потенциальность, сущая мочь. Мы говорили выше, что все сущее есть всегда
нечто большее и иное, чем все, что оно в готовом, законченном виде есть. Это
и обнаруживается воочию в факте становления и возникновения. Этот факт как
бы с самоочевидностью свидетельствует, что все сущее есть и то, что оно еще
не есть.
Но этим полагается твердый предел всякому рациональному детерминизму - и
тем самым всякому рационально-причинному "объяснению". Если все возникающее
"следует" или "вытекает" не из уже бывшего определенного бытия, а из
трансфинитного существа реальности, если оно рождается из темного - и притом
не только для нас, но и в самом себе темного - лона потенциальности, то оно,
правда, возникает не "из себя самого" и не из "ничего", т.е. не без
основания, но вместе с тем оно все же возникает не из "определенного
основания", а именно лишь из трансфинитного существа реальности, из
неопределенной и неопределимой потенциальности. Само собою разумеется, дело
обстоит не так, что во всякое время и при всяких условиях все вообще
мыслимое было бы реально возможно. Безусловно неопределенная, т.е.
бесконечная мочь принадлежит лишь целому как таковому - бытию как
всеобъемлющему всеединству. К существу же всякого частного момента или
частного элемента бытия принадлежит то, что он есть нечто определенное. Ведь
он есть часть именно потому, что он как-либо и в каком-либо отношении
отличается от всего иного и определен этим своим отличием. Поскольку имеет
силу причинная связь между A и B (для простоты мы и здесь оставляем в
стороне всю остальную проблематику этого соотношения, напр., вопрос, в какой
мере вообще мыслимо утверждать зависимость какого-либо явления от только
одной причины), это означает, что явление B вытекает не непосредственно из
безусловно всеобщей и неопределимой потенциальности x, а лишь из
потенциальности, поскольку она специфицирована и тем самым уже частично
определена наличием A. Явление В вытекает как бы из ответвления A всеобщей
потенциальности, и потому из этого ответвления может возникнуть не все
возможное вообще, а именно только B. Из желудя может вырасти только дуб, а
не какое-нибудь другое растение или живое существо вообще. Но так как такое
специфицированное ответвление потенциальности остается все же укорененным в
универсальной потенциальности как таковой - другими словами, так как
реальность, обозначаемая как А, не безусловно и без остатка определена, а
содержит вместе с тем в себе и неопределенность, - то причинная связь отнюдь
не означает здесь, что готовый дуб во всех деталях своего облика и своей
природы уже "предопределен", лежит "преформированным" в желудь. Напротив,
лишь "до известной степени", "в известной мере" (или скорее - в мере,
никогда точно заранее не известной) потенциальность приурочена к наличному,
в готовом виде данному условию, т.е. к определенной причине; всегда здесь
имеется и некий остаток, который остается неопределенным.
Научная мысль, т.е. сознание, направленное на систематически-связное и
максимально полное отвлеченное познавание мира, конечно, в таких случаях
руководится регулятивным принципом, что каждое явление в конечном итоге
может быть без остатка объяснено через учет всех других привходящих его
условий, каждое из которых есть нечто сполна определенное. Этот постулат и
правомерен, и необходим для научной мысли; как известно, именно он есть
движущая сила ее прогресса. Но философское размышление не должно давать
сбивать себя этим с истинного пути.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192