Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Или - в иной,
уже ранее достигнутой нами формулировке: отношение между непосредственным
самобытием и абсолютной реальностью как таковой мыслимо только в форме
единства раздельности и взаимопроникновения.
Но теперь нам надлежит - за пределами этой общеметодологической или
формально-онтологической связи - глубже проникнуть в подлинную структуру
бытия как непосредственного самобытия. В нашем словесном обозначении этого
способа бытия как "непосредственного самобытия" уже намечено в нем некое
двуединство - именно двуединство между бытием как чистой непосредственностью
и бытием как "самостью". То и другое мы должны теперь точнее фиксировать8.
Есть состояния непосредственного самобытия или черты в нем, в которых его
существенное сродство или единство с непостижимым как с реальностью в ее
слитном, недифференцированном всеединстве выступает наружу с полной
очевидностью. Одно из них есть сумеречно-сонное состояние душевной жизни,
напр., бессмысленно-неподвижное пребывание ее в себе, или дремота, как
переход от сознания к чистому самозабвению во сне без сновидений. (Это
состояние с изумительной выразительностью и глубиной мысли описано Тютчевым
в стихотворении "Тени сизые смесились...", к которому мы здесь отсылаем
читателя, не цитируя его.) В этом состоянии "душа", т.е. непосредственное
самобытие, просто слито с бытием в его всеобщности и непосредственности в
одно нераздельное и необозримое целое: "все во мне - и я во всем". Но есть
состояние и как бы прямо противоположного рода, в котором мы, однако,
испытываем то же сущностное сродство нас самих с хаотической всеобщностью
бытия. Когда страсть - будь то в счастьи или страдании, в испуге
("паническом" страхе) или гневе, в любви и ненависти - настолько овладевает
нами, что мы в состоянии "экстаза" как бы "выходим из себя" и теряем из виду
ограничивающую наше "я" предметную действительность, то наше "я", наше
"самобытие" как бы тонет и исчезает в бурном потоке всеобъемлющего хаоса.
Это жизнечувствие имеет в виду тот же Тютчев, когда описывает, как в вое
ночного ветра ему слышится призывный крик, на который откликается "хаос" в
нашей душе ("О чем ты воешь, ветер ночной?.."). Когда стихия внутреннего
бытия либо тихо, незаметно, как бы в форме стоячей воды, затопляет свои
берега и безгранично расплывается, либо же несется бурным потоком, также все
затопляющим вокруг себя, - мы имеем смутное чувство сущностного сродства и
единства этого нашего внутреннего бытия с темной бесконечностью всеединой
реальности. В обоих случаях как бы стираются грани, отделяющие
отчетливо-зримую, утвержденную в самой себе, извне нам предстоящую
действительность предметного мира от того, что мы сознаем в
противоположность ей как наше внутреннее бытие; то и другое сливается в
неразличимое хаотически-безбрежное единство бесформенного бытия вообще.
Такие состояния суть явные свидетельства того, что что-то в нас
действительно проистекает из этой темной бесконечности
исконно-непосредственного бытия вообще и образует с ним единство. Единство
это как-то испытывается во всяком мистическом экстазе; отчетливее всего оно
выражено в отождествлении "брахмана", абсолютного, с "атманом", с
глубочайшей основой души, в индусской мистике "Упанишад". То, что здесь речь
идет о неких исключительных, относительно редких состояниях, само по себе не
может быть возражением против онтологической их важности и поучительности;
ибо именно в исключительных состояниях может обнаруживаться и открываться
нам нечто очень существенное, имеющее общее значение.
С другой стороны, однако, совершенно очевидно, что своеобразие таких
состояний заключается в ослаблении или даже потере нашей "самости", т.е.
именно одного из существенных признаков того, что мы обозначаем как
"непосредственное самобытие". "Самость" здесь как бы исчезает, испаряется и
оставляет за собой только саму непосредственность бытия, которая тогда
как-то совпадает со слитным безграничным единством безусловного бытия
вообще; то и другое неразличимо сливается в некое безличное "оно" или
"нечто". Под "самостью" мы разумеем здесь не "субъект" или "я" как
"носителя" или "субстанцию" непосредственного самобытия, и тем более не
"личность"; все понятия такого рода опирались бы уже на слишком
специфические и определенные предпосылки - предпосылки, которые мы отчасти
еще совсем не рассматривали или же смутность и произвольность которых нам
уже уяснилась. Но и за устранением всех более специфических признаков,
присущих этим понятиям, мы сохраняем сознание, что в лице непосредственного
самобытия мы имеем дело с чем-то - в известном смысле - все же совсем иным,
чем непостижимое, в качестве реальности некого слитно-всеобъемлющего
недифференцированного и безграничного всеединства.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192