Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Любовь есть, как обычно говорится, единение,
пребывание в единстве с "другим". Казалось бы, нет ничего проще и понятнее,
чем это явление; но в этой формуле, если мы призадумаемся над ней, дается
намек на непостижимо-таинственную сущность любви. Для нашей отвлеченной
мысли два есть именно два; и два так же не могут быть одним, как квадрат не
может быть кругом. Здесь же вопреки этому два становятся все же одним; или
один есть одно с другим, вторым. Достигая этой трансрациональной сферы
реальности в ее полной жизненной конкретности, я усматриваю, что в моей
последней глубине я все же не единственный, не "одинокий": мое "одиночество"
- не переставая быть отдельным, единственным бытием - обнаруживается вместе
с тем - чтобы употреблять неуклюжий на русском языке термин - как
"двоечество" ("Einsamkeit" - "Zweisamkeit"; последний термин введен Ницше).
Ни с чем не сравнимая, абсолютно единственная по характеру бытия реальность,
которую я называю "я", переживает, имеет себя вместе с тем как член и
частный момент тождественному ему по составу и характеру бытия более
широкого целого. Лишь здесь внутреннее существо всеединства бытия
обнаруживается как внутренне расчлененная всеобщность непосредственного
самобытия, Здесь обнаруживается, что всякий "один" есть всегда все же один
из двух в составе "двух" (или многих) и что эти "два" (или "многие") суть в
последней своей глубине "одно". Истинное трансцендирование к "ты" как
"мне-подобной" подлинной реальности предполагает, следовательно, исконное
бытие моей самости в сфере "я-ты-бытия", в сфере живого, для-себя-сущего
всеединства. Это есть как бы стремление к воссоединению того, что в
последней глубине реальности исконно едино.
При этом речь идет здесь не о каком-либо исключительном явлении - ни об
"идеальной", "романтической" любви в эротическом смысле - le grand amour,
как говорят французы, - ни о религиозно-просветленной и углубленной любви к
человеку вообще, в смысле христианской заповеди любви к ближнему, ?(?(( -
взятой в ее противоположности всякой иной, "земной" любви. Речь идет здесь,
напротив, об основоположном общем явлении, управлявшем всей человеческой
жизнью: ибо некоторым образом и в какой-то мере усмотрение и признание "ты"
как равноценной мне и по характеру своего бытия мне однородной реальности
образует основу всей человеческой жизни как непосредственного самобытия.
Любовь в этом ее существе обнаруживается не только в эротической и
супружеской любви, в материнской любви, в любви к родителям, братьям и
сестрам, в истинной интимной дружбе, но и во всяком вообще отношении к "ты"
как однородной мне подлинной реальности, - во всяком отношении к "ты" как к
"ближнему". Всякое "сочувствие" - сострадание и сорадование, - как бы
поверхностно и мимолетно оно ни было, и даже простая улыбка привета - в
конечном счете даже простая "вежливость", поскольку она не есть внешняя,
заученная манера, а истекает из непосредственного "уважения" к человеческой
личности, - есть проявление любви в намеченной нами здесь метафизической ее
сущности. И с другой стороны - если отвлечься здесь от религиозно
обоснованной любви, о которой нам придется еще говорить в позднейшей связи,
- не существует "совершенной" любви, не существует такого отношения "я-ты",
которое было бы только "чистой" любовью в этом ее метафизическом смысле,
потому что момент "чуждости" "ты", неравноценности его мне, неоднородности
его со мной, или, иначе говоря, обладание "ты" лишь как необходимой или
полезной - или же враждебной - мне динамической инстанцией в пределах моего
самобытия всегда присутствует, как уже было упомянуто, во всякой конкретной
человеческой любви. Всякое конкретное отношение "я-ты" есть колебание между
двумя полюсами - между истинной любовью как бытием "я" вместе с реальностью
или в самой реальности "ты" и простым "обладанием "ты" как фактором моего
собственного самобытия.
Таким образом, лишь в явлении любви обнаруживается конкретно-жизненно в
своем глубочайшем существе совпадение противоположного, coincidentia
oppositorum, - обнаруживается основное начало реальности как ее
антиномистический монодуализм. Здесь открывается непостижимость реальности в
ее конкретном составе, за пределами различия и противоположности между
"одним" и "другим" - не как логическими содержаниями, а как конкретно
сущими, - совпадение в смысле бытия для другого и в другом того, что по
самому своему существу есть бытие в себе и для себя; и притом это совпадение
таково, что расчленение, взаимосвязанное многообразие бытия в себе и для
себя этим не устраняется, а сохраняется и даже впервые завершается во всей
его полноте и глубинеxc.
6. Бытие "мы"
Отношение "я-ты", взятое со стороны его единства, представлено в понятии
"мы".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192