Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Но как же согласовать эту необходимую
всеблагость с всемогуществом или, точнее, с всереальностью Божией, в силу
которой он есть первоисточник всего - и, казалось бы, тем самым должен быть
- прямо или косвенно - и первоисточником зла?
Еще раз повторяем: логически согласовать это абсолютно невозможно, и
первое, что мы обязаны сделать, это - честно и без оговорок признать эту
невозможность. Но мы должны еще раз повторить и другое: невозможность
логического согласования основана на сущностной трансрациональности Бога, и
в самом усмотрении этой невозможности мы обретаем некое более глубокое
положительное знание. Вся трудность заключается здесь в неизбежной
неадекватности наших понятий самой трансрациональной реальности Бога, -
точнее говоря: в невозможности подвести реальность Бога под форму понятия -
под форму "определенности" вообще. В самой постановке вопроса об
ответственности Бога за зло мы мыслим Бога как некую особую инстанцию (ибо
иначе, т.е. не превращая мыслимого в некий "определенный предмет", мы вообще
[ничего] не можем его "мыслить")cxlix. Но Бог, будучи для нас "чем-то" или
"кем-то", есть вместе с тем и всеединство, всеобъемлющая полнота всего без
исключения. Бог как реальность есть и все то, что не есть "Он сам".
Разрешение тайны ответственности за зло мы можем, на языке мысли,
"пролепетать", лишь сказав: ответственность за зло лежит на той, тоже
исконной и первичной инстанции реальности, которая в Боге (ибо все без
исключения есть в Боге) есть не сам Бог или есть нечто противоположное
самому Богу. Место безосновного перворождения зла есть то место реальности,
где она, рождаясь из Бога и будучи в Боге, перестает быть Богом. Зло
зарождается из несказанной бездны, которая лежит как бы как раз на пороге
между Богом и "не-Богом".
Это бездонное, по существу, неопределенное место нет надобности далеко
искать, о нем нет надобности строить отвлеченные догадки. Оно дано мне в
живом опыте как - я сам, как бездонная глубина, соединяющая меня с Богом и
отделяющая меня от него. Есть только одна-единственная возможность в живой
конкретности воспринять безусловно непостижимое "происхождение" зла: эта
возможность заключена в сознании моей вины, в самом опыте виновности. Вот
почему истинный смысл вопроса о "происхождении" зла есть вопрос об
"ответственности" за него. "Быть ответственным" за что-либо не значит быть
"причиной" (в теоретически-онтологическом смысле слова) чего-либо.
"Ответственность" есть категория совершенно иного порядка, чем
предметно-онтологическая категория причины: ответствен "виновный", а не
"причина"; "причина", напротив, будучи необходимой, всегда не ответственна.
Только в первичном, логически не разложимом опыте "виновности" я имею
трансрационально-живое познание истинного существа зла - именно его
безосновного возникновения как непонятного выпадения из бытия, как сущей,
исполненной бытием противобытийственной реальности "бездны", "отпада",
"не-бытия" во мне. Сознание виновности есть больше, чем констатирование
"непрозрачного" факта совершения чего-то дурного, недолжного. Вина,
пережитая в опыте, равнозначна греху: она есть именно опыт непостижимого
превращения моего истинного, основанного в Боге, свободного бытия и существа
в хаотически-бунтовщическую псевдо-свободу, в которой я становлюсь носителем
не-бытия, пленником порождаемой мною же темной силы не-бытия. Спрашивать
здесь еще, как Бог мог "дать" мне или "попустить" во мне такую возможность
онтологического извращения, - значит уже снова терять саму глубину и
первичность того, что дано в опыте моей виновности, - значит уклоняться от
ответственности и тем сворачивать с единственно возможного пути реального,
живого постижения зла. Из этого метафизического существа вины вытекает, что
она может быть испытана лишь во мне самом - лишь как моя вина. Во мне одном
я с очевидностью узнаю, что вина есть грех, - что она есть непостижимое
нарушение, повреждение самого неисповедимого существа бытия. По сравнению с
этим всякое обвинение других есть в лучшем случае констатирование
неправомерности их действий и протеста против нее, т.е. есть установка,
относящаяся к рациональной области права и морали и не содержащая
метафизического видения. И лишь поскольку я в любви объемлю другого,
открываю в нем мою собственную реальность, я могу воспринять его вину как
грех; но тогда я опять сознаю себя совиновником этого греха, испытываю его
вину как наш грех, - и, тем самым, как мой грех. Это есть более глубокое и
первичное онтологическое основание заповеди искать только свою, а не чужую
вину (ср. выше гл. IX, 7).
Легко и дешево в предметном созерцании зла, как внешнего мне и
непонятного факта мирового бытия, в форме постановки неразрешимой проблемы
теодицеи чинить суд над всем миром - даже над Богом - и занять позицию судьи
бытия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192