Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Мое непосредственное самобытие, имея себя в своей потенциальности
безграничным, со всех сторон окруженным и обвеянным своей собственной
стихией, чувствует себя смущенным и угрожаемым в этом своем самодовлении
именно в то самое мгновение, когда оно через отношение "я-ты" впервые
становится подлинным "я". Ибо оно при этом узнает границу - а следовательно,
опасность. Оно, правда, и вне этого отношения имеет границу и знает
противодействие в лице предметного бытия, в лице простого "не-я"; но так как
в этом последнем случае оно стоит в отношении к чему-то безусловно ему
инородному, лежащему на совсем ином уровне, то граница сознается здесь не
так отчетливо в качестве ограничения; к тому же предметное бытие не
вторгается активно вовнутрь моего непосредственного самобытия, а как таковое
испытывается лишь как внешняя среда, препятствие - в худшем случае как чисто
внешняя опасность, - как вражеская сила, которая лишь как бы извне
"осаждает" меня, но не может вторгнуться в меня самого. Напротив, "ты" таит
в себе опасность врага, вторгающегося в меня, стесняющего саму внутреннюю
полноту моего непосредственного самобытия как такового. "Я" при этом
испытывает страх совершенно особого, эминентного рода - страх внутренней
необеспеченности; поэтому оно как бы отступает вглубь самого себя - и именно
в силу этого впервые осознает себя как внутреннее самобытие; оно замыкается
в себе, чтобы защищаться от нападения. Быть может, наиболее показательным и
общеизвестным конкретным выражением этого соотношения служит застенчивость.
Устремленный на меня взор чужой пары глаз - первое непосредственное действие
на меня "ты" - повергает меня в состояние несвободы, связанности,
скованности моего непосредственного самобытия, - в некоторого рода паралич
его самообнаружения во мне, сказывающийся и в каком-то искажении его самого
в его внутренней жизни. Но вместе с тем именно в этой констелляции впервые
рождается сознание я - более того, рождается само я как актуализованное
бытие в себе и для себя. Мы уже видели выше, что основоположное сознание
внутреннего, автономного, независимого характера бытия, "я" есть выражение
этой позиции самоограждения, самозащиты, как бы скрывания себя от внешнего
вторжения - где-то "внутри", за некими окопами или стенами. Подобно тому как
какое-нибудь мирное, неорганизованное первобытное племя, внезапно
наталкиваясь на внешнего врага, сразу же внутренне смыкается, организуется,
группируется вокруг вождя и именно в силу этого впервые начинает сознавать
себя ограниченным вовне и внутренне солидарным единством, неким коллективным
целым - в чем и состоит первофеномен государства, - так и непосредственное
самобытие внутренне интегрируется, теряет свою неопределенную
безграничность, смыкается вокруг своего центра - "я", и тем впервые
становится "я", которое, как высшая центральная инстанция, есть тогда
"представитель" целого. "Я" есть ближайшим образом непосредственное
самобытие, отступившее вовнутрь самого себя, в страхе замыкающееся в себе и
вместе с тем как бы мобилизованное для нападения, вылазки, борьбы. Сама его
самозамкнутость и отчужденность всецело определена его устремленностью на
"ты", его прикованностью к "ты" как к враждебному, угрожающему ему началу.
"Я" возникает и существует лишь перед лицом "ты" как чужого,
жутко-таинственного, страшного и смущающего своей непостижимостью явления
мне-подобного-не-я. Реальность "ты", которая в качестве реальности как
таковой совпадает с непостижимым вообще, здесь обнаруживается со стороны
своей непонятности, чуждости; или - употребляя здесь меткий термин,
введенный Рудольфом Отто для выражения одного из определяющих признаков
религиозного переживания, - "ты" открывается здесь как mysterium tremendum
(тайна, возбуждающая трепет)lxxxvii.
Но именно с этой своей стороны "ты", в качестве чужого", стоит для меня в
непосредственном соседстве с "оно" - есть "ты", которое вместе с тем есть
некое "оно". "Другой", поскольку он есть для меня только "чужой", есть тем
самым "что-то чужое". Поскольку я еще не испытываю "ты" как "второе", т.е.
мне онтологически равноценное, "я", а сознаю его лишь как мне-подобную, но
"не мою", направленную против меня, мне враждебную и угрожающую инстанцию,
оно стоит для меня в непосредственном соседстве с предметным бытием или
таинственным лоном последнего, - с "оно". "Ты", в качестве "чужого", стоит
уже на границе "он". В качестве моего соперника или врага оно может быть
моей добычей, рабом, орудием - или чем-то, подлежащим уничтожению.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192