Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


С.Франк
La Faviere (Var),
август 1938.
ВСТУПЛЕНИЕ
Наша жизнь протекает в окружающей нас реальности, которую мы называем
"миром" или "действительностью". Чтобы сохранить нашу жизнь, чтобы
осуществлять необходимые для нее цели, мы должны "ориентироваться" в мире,
т.е. "познавать" содержания и связи окружающей нас среды, отдавать себе
"отчет" в них в той форме, чтобы этим нам была дана возможность вести себя
целесообразно в отношении их, держаться в наших действиях пути, необходимого
и полезного для условий и целей нашей жизни. Но так как мир сам по себе
имеет бесконечно многообразное и изменчивое содержание, в каждом данном
месте и каждой точке времени иное, то наш опыт, наше ознакомление с
данностями действительности совсем не могли бы служить этой цели
практической ориентировки, если бы мы не имели возможности улавливать в
новом и изменившемся все же элементы уже знакомого, которые, именно как
таковые, делают возможными целесообразные действия. Такова живая,
биологически-психологическая основа того, что мы называем знанием в понятиях
(begriffliches Wissen) или отвлеченным знанием. Разумеется, такое
ориентирование в мире было бы совершенно невозможно, если бы мир в этом
отношении не шел нам в каком-то смысле навстречу. Но, к нашему счастью, мир
именно и идет нам навстречу; несмотря на все его многообразие и
изменчивость, в нем все же есть сходства и повторения, есть закономерности,
и именно это обстоятельство позволяет нам "узнавать" в новом и незнакомом
старое, уже привычное и знакомое; в мире до известной степени царит
рациональность и порядок, которые именно и дают нам возможность "подводить"
все текучее и разнообразное в нем "под понятия", т.е. находить в нем
тождественные "сущности" или "элементы", на основании которых мы можем
воспринимать новое и изменившееся как повторение уже знакомого. Генетически
это "ознакомление" с миром, эта "ориентировка" в нем происходит так, что,
исходя из непосредственно окружающей нас среды, из уже привычного нам
содержания нашего "окружения", мы пытаемся овладеть всем новым и дальнейшим
с помощью этих нам уже знакомых, т.е. логически фиксированных как "понятия",
элементов. Правда, мы при этом всегда научаемся и чему-то новому, т.е. запас
того, что нами воспринимается как "знакомое", все расширяется; наши
представления, приспособляясь к новым, дотоле неизвестным фактам, по большей
части изменяют при этом свое прежнее содержание, в силу чего именно и
образуются новые понятия - новые типы "общего" и "знакомого". Но самый
замысел познания как ориентирования в мире остается при этом все тем же:
уловить в новом и незнакомом повторение уже знакомого и привычного,
воспринять его как только "кажущееся" новое - как "вариант" по существу уже
знакомой нам темы. В этом заключается то, что мы называем "понять" что-либо
в мире: "понять" значит "узнать", т.е. в новом распознать знакомое, старое.
И на практику этого процесса опирается руководящая нами предпосылка - вне
которой мы чувствовали бы себя совершенно беспомощными, запутавшимися и
несчастными, - что и бесконечный, еще неведомый нам, скрытый от нас остаток
мирового бытия - то, с чем мы еще никогда не встречались и с чем еще не
соприкасался наш познавательный взор, - в конечном итоге окажется тоже
повторением уже знакомого и привычного.
Такова определяющая установка в отношении реальности так называемого
"здравого смысла", т.е. познания, руководимого интересами сохранения жизни и
содействия благоприятным условиям жизни. Но в своей основе от нее не
отличается существенно и установка научного познания. Если мы даже
совершенно отвлечемся от того, что самая постановка вопросов - а тем самым и
хотя бы частично этим определенные итоги - научного познания имеют своей
исходной точкой и своей целью потребности практической ориентировки в жизни
и господства над миром - другими словами, если мы даже возьмем научное
познание только как "чистое" познание, возникающее из бескорыстного,
незаинтересованного любопытства, то замысел этого познания состоит все же в
вопросе: "что собственно скрывается в том, что доселе от меня скрыто?" или:
"как - а это значит: как что - я должен понять вот это новое, впервые мне
встречающееся явление?" Всякое научное познание есть познание в понятиях:
оно пытается найти в новом, незнакомом, скрытом что-либо общее - общее ему с
другим, уже знакомым, - именно чтобы подчинить его чему-то уже знакомому и
привычному; именно в этом и заключается всякое научное "констатирование" и
"объяснение". Не иначе, чем "здравый смысл", и наука хочет воспринять
действительность, или мир, как систему или совокупность возможно меньшего
числа тождественных, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192