Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Это -
ложность или неудовлетворительность идеализма в качестве "субъектизма" (мы
употребляем этот необычный термин, чтобы избегнуть многосмыслия обычного
термина "субъективизм"). Вскрыв основные условия предметности в структуре
самого знания, Кант - на основании искусственных, отнюдь не однозначно
убедительных соображений, которые сами опираются на ряд предвзятых
предпосылок, - приходит к выводу, что эти условия предметности должны быть
приписаны сфере познающего субъекта, которая при этом мыслится им стоящей
вне сферы самой реальности. Но, не говоря уже о том, что при этом ему не
удается избегнуть неясного смешения "субъекта" как конкретного познающего
существа - "человека" - с самой потенцией познания, - познание, как уже было
указано выше, есть само реальная, сопринадлежащая к реальности потенция.
Поэтому мыслящее ориентирование в "познании" или "мышлении" останется все же
- вопреки воззрению Канта - ориентированием в самой реальности. Начала, из
которых возникает или которыми создается предметность бытия, проистекают не
из отрешенной, замкнутой в себе сферы субъективности, а из глубины самой
реальности. Не субъект познания, не познающий человек творит предметный мир,
предметный облик реальности; и этот предметный облик не есть иллюзия - хотя
бы всеобщая и необходимая - человеческой мысли, не результат того, что
субъект смотрит на бытие через особые, как бы цветные очки и тем
непроизвольно окрашивает бытие в цвет своих очков; предметность, предметная
форма бытия "творится" самой реальностью, в которой она укоренена. Поэтому
"трансцендентальная логика" должна быть не анализом субъективных (точнее,
"субъектных") условий мышления, а логикой самого бытия; хотя она есть
самосознание мышления, она все же - или, вернее, именно потому - есть
осознание самих основ бытия. Поэтому всякая философия есть по самому своему
существу онтология, потому что вне реальности в широком, всеобъемлющем ее
смысле вообще нет ничего; трансцендентальная логика выходит только за
пределы онтологии в узком смысле слова - за пределы онтологии предметного
бытия - именно потому, что реальность объемлет нечто гораздо более глубокое
и широкое, чем одно лишь предметное бытие. Философия есть ориентирование как
бы в беспредельно разлитой атмосфере бытия, как в общем фоне, на котором
вырисовывается предметное бытие и особенностями которого определена сама его
предметность. Ее можно было бы сравнить с "пленэризмом" в живописи - с
искусством воспринимать и изображать самый "воздух", а не отдельные предметы
без учтения того вида, который они имеют, погруженные в воздух; точнее
говоря, она воспринимает и изображает конкретное целое, в отношении которого
"предметы" суть лишь обусловленные им частные элементы. В качестве таковой
философия есть не "критика" и не анализ отрешенного от реальности "разума",
а - пользуясь недавно введенным термином - "фундаментальная (основоположная)
онтология"lxvii или - употребляя старое, простое и хорошее обозначение
Аристотеля - "первая философия"lxviii.
Теперь - второе. В трансцендентальной логике Канта отношение "категорий"
в собственном смысле к логическим формам мысли, т.е. к началам,
конституирующим рациональность, остается все же неясным. Несмотря на
известную "дедукцию" "таблицы категорий" из "форм суждения" и несмотря на
то, что и такие формальные определения, как "единство", "множество", "бытие"
и т.п., причислены к составу "категорий", дело обстоит, по-видимому, все же
так, что формальные начала мысли, напр. "тождество" и "различие", не стоят
ни в какой внутренней связи с категориями, конституирующими "предметность".
Коротко говоря, основоположные логические начала рациональности остаются
незатронутыми трансцендентальной логикой в ее кантовской форме. Кант не
только - правомерно - различал вообще "трансцендентальную" логику от
"формальной", но и - неправомерно - думал, что можно построить первую,
совсем не затрагивая последней; в отношении "формальной" логики он, как
известно, полагал с величайшей наивностью, что со времени Аристотеля она "не
смела сделать ни шагу назад и не могла сделать ни шагу вперед"lxix.
Нам нет никакой надобности входить здесь подробнее в рассмотрение
проблематики отношения между логическими принципами и "категориями" в
кантовском смысле - как вообще мы должны воздержаться от усложнения хода
наших размышлений историко-критическими изысканиями. Нам достаточно здесь
снова подчеркнуть, что принципы определенности - и тем самым принципы
рациональности - имеют основоположное значение в конституировании
предметности. Отсюда следует, что подлинное "трансцендирование",
"выхождение" за пределы предметного мира или - что то же - усмотрение
условий предметности - именно той первоглубины реальности, из которой и в
силу которой возникает сама предметность, - предполагает осознание начал
рациональности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192