Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

наз. отрицательного
богословия. Но трудность или неудобство заключается здесь в том, что это
отклонение имеет в свою очередь форму суждения. Всякое же суждение имеет
притязание быть познанием, т.е. высказывать нечто о самой реальности. Если
непосредственный смысл приведенного только что отрицательного суждения и
заключается лишь в отклонении, отвержении противоположного ему
положительного суждения, то такое отвержение по общему правилу (нами самими
выше установленному) - т.е. в соответствии с самим существом отвлеченного
знания - может опираться лишь на усмотрение самого соответствующего
реального соотношения: отвержение суждения "A есть B" основано,
следовательно, на усмотрении, что само A как реальность - в нашем случае:
само непостижимое - "действительно" не есть B; мы видели ведь, что отрицание
имеет онтологический смысл, принадлежит к самому существу реальности. Но в
этом смысле отрицательное суждение не только отвергает ложное мнение, но и
высказывает о самом непостижимом, имеет смысл отрицательного предицирования
в отношении его, отрицательного его определения. Но в таком случае оно само
подпадает суду принципа, на основе которого оно само возникло и которое оно
само высказывает, - именно, что суждение о непостижимом, предицирование
какого-либо логически определенного содержания в отношении его - все равно,
в положительной или отрицательной форме - внутренне противоречиво и
невозможно.
Утверждение "A ("непостижимое") не есть B", взятое как полновесное
суждение, очевидно предполагает принцип противоречия: "A или есть, или не
есть B" (точнее: "A есть либо B, либо не-B"). Но мы уже знаем, что начало
"либо-либо" не имеет силы в отношении непостижимого как абсолютного. К
существу непостижимого мы приближаемся через преодоление этого начала,
сначала через посредство принципа "и то, и другое", а потом - еще более
интимно - через посредство принципа "ни то, ни другое" (а наиболее
адекватно, впрочем, лишь через совмещение обоих этих последних принципов -
через преодоление отрицания). Поэтому, поскольку под утверждением "A не есть
B" мы разумеем отрицательное суждение о самом непостижимом, оно, очевидно,
столь же ложно и противоречиво, как и соотносительное ему положительное
суждение. О непостижимом можно только высказать, что оно одновременно есть и
B, и не-B, и, с другой стороны, что оно не есть ни B, ни не-B. В этом смысле
Дионисий Ареопагит говорит (во второй главе первой части своего
"Мистического богословия"): "В первопричине бытия нужно утверждать все, что
где-либо утверждается в сущем и ему приписывается как качество - ибо она
есть причина всего этого; и опять-таки все это надо отрицать в ней, в
собственном смысле, потому что она возвышается над всем этим; и не надо
думать, что здесь отрицания противоречат утверждениям, ибо первопричина,
возвышаясь над всякими ограничениями, превосходит и все утверждения и
отрицания"lxx.
Но мы видели, что это отрицание отрицания, в сущности, безгранично и
никогда не приводит окончательно к цели. В этом и состоит усмотрение, что
непостижимое в собственном смысле не может быть уловлено ни в каком вообще
суждении. Поскольку же нам все же необходимо, чтобы познание непостижимого
совершалось в суждении (ибо иначе мыслить мы вообще не можем) - точнее
говоря: чтобы оно отображалось в плане суждения, - это осуществимо только
одним способом: в утверждении несказанного и непостижимого, и все же
очевидного - единства утвердительного и отрицательного суждения, причем это
единство, как уже было сказано, выходит за пределы как принципа "и то, и
другое", так и принципа "ни то, ни другое" - более того, за пределы и всех
возможных дальнейших усложнений этих логических форм связи понятий.
Отображение непосредственного восприятия непостижимого как самооткрывающейся
трансрациональной реальности в измерении судящего познания, т.е. мышления,
совершается, следовательно, через усмотрение безусловно неразрешимого,
непреодолимого никакими новыми, высшими понятиями, антиномизма в существе
непостижимого. Адекватного выражения этого познания в форме суждения,
собственно, не может быть. Но если принять во внимание, что онтологический
смысл всякого суждения - все равно, утвердительного или отрицательного -
состоит в утверждении логически уловимого соотношения вещей, в уловлении
чего-то положительного, то необходимо прийти к убеждению, что
соответствующая отвлеченному знанию форма выражения этого трансрационального
единства есть двойное утверждение - как положительного, так и отрицательного
соотношения, - т.е. имеет форму антиномизма.
Так мы приходим к выводу, что мышление - именно в качестве
трансцендентального мышления, осознающего условия самой рациональности, -
хотя и никогда не достигает адекватно самого непостижимого, но улавливает
его отображение в форме антиномистического познания.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192