Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Все эти слова не должны означать ничего иного,
кроме того, что непосредственное самобытие по своему конкретному содержанию
не есть что-либо в готовом виде пребывающее, определенное,
законченно-данное, а есть по существу нечто неготовое, потенциальное, лишь
нарождающееся и творимое - бытие в форме становления, мочи, стремления и
осуществления. Оно есть сущая потенциальность или мочь, на которую мы
натолкнулись уже при рассмотрении корней или подпочвы предметного бытия и
которую мы имеем непосредственно-опытно лишь в непосредственном самобытии, в
котором она сама себе открывается.
Поскольку мы для обозначения этой потенциальности или спонтанности
пользуемся словом "свобода", весьма существенно усмотреть, - в связи с тем,
что уже было сказано в отделе "Потенциальность и свобода", - что здесь мы
имеем дело с двумя родами или двумя инстанциями свободы. Гегель определял,
как известно, свободу как "бытие-у-себя-самого"
(Bei-sich-selbst-sein)lxxviii. Это обозначение уместно и метко, лишь
поскольку мы возьмем момент "самого себя" в самом широком смысле, в котором
он совпадает с непосредственностью, с интимно-внутренним бытием, с
для-себя-бытием вообще. Но если мы мысленно абстрагируем момент "самости" от
непосредственного бытия в его конкретной целостности, то свобода в качестве
"бытия-у-самого-себя" может обозначать лишь высшую форму свободы, а не
свободу в ее общем существе. Свобода в первичном смысле может быть выражена
вообще только как-то отрицательно: под ней мы подразумеваем неготовое,
незаконченное, несвязанное, витающее, колеблющееся, беспочвенное, - чистую
потенциальность, отсутствие опоры и определяющего основания - безосновность
("Ungrund"), - и притом все это, мыслимое как динамика, как внутреннее
беспокойство, волнение, влечение. Именно это начало необузданности, ан-архии
и составляет первичное элементарное существо непосредственного самобытия -
тот "хаос", который, по слову Тютчева, "шевелится" в глубине душиlxxix.
Существо этого момента в качестве как бы общего субстрата душевного бытия
глубоко ощущал во всей его значительности и ярко изображал Достоевский.
Истинное существо непосредственного самобытия как глубинной подпочвы
человеческого существования, как оно дано самому себе, состоит именно в
чистой иррациональности, в неразумии, безосновности и необоснованности - и
притом в качестве динамической жизненной силы. Все бессмысленное,
проистекающее из глубины непосредственности, всякий каприз и всякая дикая
страсть, всякое "самодурство" (превосходный в своем первичном
этимологическом значении термин!) есть выражение этой первичной свободы как
субстрата внутреннего самобытия. При этом здесь обнаруживается некая
внутренняя диалектика, проистекающая из нераздельного антагонистического
двуединства между непосредственным самобытием и "самостью". Именно там, где
неограниченно властвует эта первичная, слепая свобода, человек становится
несвободным: ибо тогда он "движим", "гоним" этой свободой, а не есть сам
движущее, направляющее начало. Слепая свобода есть начало безличности,
начало "оно" во внутренней жизни, которое уничтожает или берет в плен нашу
"самость", то, что мы в себе называем "я сам". Здесь царит дикая,
необузданная сила экспансии, здесь что-то толкает, гонит нас выйти за
пределы нас "самих", перестать быть "самими собой"; и это "что-то"
ускользает из-под власти внутренне объемлющего, формирующего и направляющего
начала "самости". Первичная, необузданно-анархическая свобода есть не
бытие-у-себя-самого, а, напротив, именно бытие-вне-себя-самого - свобода,
которая вместе с тем есть внутреннее рабство, изгнанничество из родины
"самости".
Этой первичной свободе, в которой мы гонимы силами нашего собственного
внутреннего бытия и попадаем в рабство к ним, противостоит другая, высшая
свобода, которая исходит из нашей "самости". "Самость" в качестве
направляющей, и формирующей инстанции непосредственного самобытия добивается
или по крайней мере стремится добиться истинной свободы и спонтанности
нашего внутреннего самобытия в борьбе против слепой первобытной силы
влечений, - добиться свободы как активного начала самоформирования, как
подлинного бытия и прочного пребывания "у-себя-самого" или, проще, "самим
собой". Слепое упорство первичной свободы - то чувство "мне так хочется"
(по-немецки выражаемое, как уже было указано, словом "Eigen-sinn"), которое
как таковое чуждо и "самости" ("Eigen"), и "осмысленности" ("Sinn")
самобытия и грозит растворить нашу "самость" в "не-самости", потопить ее в
общем неопределенном "оно", - это упорство первичной свободы, будучи
преодолено "самостью", впервые этим превращается в подлинно
"самостоятельное" и "осмысленное" самобытие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192