Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Не входя здесь в обсуждение других несообразностей этого
утверждения - напр., того, что и непредставимое, чувственно неданное, как
напр. "атомное ядро", а также всякого рода общая связь может в такой же мере
признаваться "сущим", как и определенное по месту и времени,
конкретно-чувственно данное, - мы ограничиваемся лишь указанием, что при
этом теряется истинный смысл слова "есть", которое всегда выражает
предметную, трансцендентную значимость познанного. "А есть" означает всегда
и во всех случаях: A должно быть признано наличным, присутствующим и
совершенно независимо от того, наталкивается ли на него наш познавательный
взор или нет, т.е. наличным также там и тогда, где и когда наш
познавательный взор его не улавливает и оно не встречается в нашем опыте, не
"дано" нам. В этом и заключается предметная значимость познания, которая
составляет его смысл и вне которой нельзя и говорить о познании.
Но в предметной значимости познания, т.е. в проблеме "трансцендентности",
таится, как известно, тот парадокс, что мы должны знать о том, что per
definitionemxix предшествует всякому познанию и независимо от него: как это
было разъяснено подробно в "Предмете знания", предметная значимость познания
как бы предполагает, что мы должны что-то увидеть, не глядя (именно жуткость
этого парадокса ведет к искушениям всякого рода "идеализма", т.е. к
бесплодным попыткам с помощью каких-либо хитроумных толкований отменить,
объявить несуществующей трансцендентность предметного бытия). Здесь нет
надобности решать загадку трансцендентности (это было сделано в "Предмете
знания"), но полезно сосредоточиться на ее подлинном смысле.
Трансцендентность или предметность содержания познания означает,
очевидно, что познание по своему содержанию совпадает с сущим-по-себе, т.е.
с сущим как оно есть, когда познавательный взор не коснулся и не осветил
его, - с непознанным сущим. Для того чтобы эта мысль - как указано,
абсолютно необходимая и потому самоочевидно истинная - была вообще возможна,
мы должны, следовательно, каким-то образом "иметь" не только познанное, но и
непознанное, неизвестное, - и притом иметь его неустранимо и ненарушимо
прочно. Таким образом, всякое познание не только вырастает познанное, но и
содержит указание на непознанное, неизвестное, ибо весь смысл познания
заключается в утверждении тождества по содержанию познанного с "сущим", - а
это значит - с непознанным, с тем, что не входит в состав познания.
Загадочное "есть" всякого суждения означает, очевидно: "принадлежит к
бытию, входит в состав бытия". Но само это бытие (в его первичном значении
предметности вообще) есть, очевидно, не что иное, как "неизвестное",
"неосознанное", "незнакомое", взятое как всеобъемлющее единство, - именно
тот безграничный темный океан, который не только извне окружает все
познанное, но из лона которого познанное вздымается, как "остров", и в
глубинах которого оно поэтому укоренено. Но именно это - эта принадлежность
его к непознанному (как острова - к темному всеобъемлющему океану), к
неизвестному, которое в качестве неизвестного дано нам с первичной
неотъемлемой самоочевидностью, вечно присутствует у нас или для нас, - и
есть то, что мы разумеем род словом "есть", под трансцендентной значимостью
познания. Вопреки всей кажущейся парадоксальности дело действительно обстоит
так: мы действительно обладаем с полной очевидностью бытием как темным
всеобъемлющим "неведомым" прежде, чем наш взор на него направлен и,
следовательно, независимо от того, на что в нем и как долго он направлен и
что этому взору в нем уже уяснилось. Ибо как могли бы мы вообще направлять
наш взор на что-либо, чего бы мы не имели, как могли бы мы проникать в даль,
которая вообще нам не предстояла бы? Таким образом, самый смысл познания,
именно предполагаемое им трансцендентное - так же, как рассмотренная выше
предметная форма познания - суждение, - содержит самоочевидное указание на
наличие неведомого.
Вернемся на мгновение опять к рассмотренной уже выше психологической
стороне дела, которая может быть теперь освещена еще и с иной точки зрения.
Удовлетворенность познанным, чувство всеведения, претензия, что познанным и
знакомым исчерпано без остатка все сущее, есть, как известно, обычно
печальная привилегия невежды, человека, который не имеет понятия об истинном
существе познания и по большей части вообще не познает ничего сам, а
перенимает чужие познания и удовлетворяется ими. Всякий действительно
познающий сознает

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192