Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Отсюда исконная, во всех более глубоких религиях встречаемая
идея "Вечного" или "Небесного" "Человека". И то же имеет в виду Николай
Кузанский, когда он говорит: лишь постигнув Творца в единстве Творца и
творения, - единстве, не устраняющем их различия и противоположности, - мы
постигаем истинное существо Бога, и наша мысль, перескочив через "стену
противоположностей"., входит в "рай совпадения противоположностей". Кто
заподозрит в этом воззрении "пантеизм", тот лишь засвидетельствует этим, что
он совсем не понял, о чем идет речь.
Но поскольку "человечность" означает не только "мое" или "наше"
внутреннее самобытие, а - в качестве "человека" и "человечества" - вместе с
тем необходимо должно мыслиться как часть "мира", мы уже тем самым вступили
на путь темы "Бог и мир".
Глава X. БОГ И МИР
1. Понятие "мирам и проблематичность "мира"
Смысл, бытийственная основа и подлинное исполнение моего
непосредственного самобытия, моего "я есмь", лежат в реальности "Бог-и-я".
Как бы сильны и трагичный были борения, которые мы иногда здесь испытываем и
которые определяют внутренний драматизм нашего бытия как духовного бытия
(вспомним о борениях Киркегарда и Достоевского!), - они в конечном счете все
же разрешаются в непосредственно открывающемся мне интимном исконном
единстве "Бога-со-мной". Это трансрациональное единство, объемлющее и
пронизывающее всякий антагонизм и всяческую противоположность, - единство
как внутреннее сущностное сродство и нераздельная сопринадлежность, - есть
абсолютная основа моего "я есмь" - само глубочайшее его существо, поскольку
оно достигло предельной прозрачности.
Но наряду с этим в моем бытии соучаствует еще нечто иное, что по большей
части так сильно захватывает меня и берет меня в плен, что я вообще не
замечаю, не вижу этой самоочевидной первоосновы моего бытия. Это есть мое
бытие в мире. К исконному, непостижимому и самоочевидному в самой этой
непостижимости двуединству "Бог-и-я", "я-с-Богом" присоединяется в качестве
третьего начала - "мир". Вспомним, что само наше искание абсолютного
первоначала, первоосновы или первоисточника всего бытия было определено
непосредственной противоположностью между "моим внутренним миром" как
непосредственным самобытием и "миром внешним" как предметным бытием; и это
начало открылось нам как исконное, глубочайшее первоединство этих двух
"миров", столь противоположных и разнородных в их непосредственном,
ближайшем для нашего взора обнаружении. В качестве именно такого
первоединства этой антагонистической двойственности - в качестве точки
схождении или конвергенции двух разнородных "миров" - первооснова бытия
открылась нам как то Абсолютное, которое само по себе безусловно непостижимо
и неизреченно и которое мы лишь по нужде и условно могли вообще "назвать", -
именно назвав его "Святыней" или "Божеством"; и лишь при дальнейшем ходе
нашего его осознания оно открылось нам с той ближайшей нам и вместе с тем
самой интимной своей стороны, с которой оно есть "Бог-со-мной". Таким
образом, при всей сущностной интимности и непосредственности самого этого
отношения или единства "Бог-со-мной", - путь, на котором оно нам открылось,
с самого начала был определен и ориентирован на реальность "мира" во всей ее
проблематичности. Но мы должны теперь отметить эту же связь и с обратной
стороны: после того как путь к первоначалу - как к "Божеству" и
"Богу-со-мной" - нами уже пройден и эти идеи нам уже раз уяснились - или,
точнее: эта реальность нам уже открылась, - понятие и проблема "мира"
принимают для нас уже иной облик, чем это было в исходной точке нашего
духовного движения к этой реальности.
Прежде всего, понятие "мира" в том его аспекте, в котором оно теперь нам
открывается, совсем не совладает с тем, что мы прежде имели в виду под
именем "действительности" или "предметного бытия", а лишь как-то с ним
соприкасается. Уже выше, при рассмотрении общего понятия "основания" и
уяснении его более глубокого, эминентного смысла мы имели случай отметить
(гл. VII, 2), что с чисто "научной" точки зрения, т.е. для сознания,
направленного на чиста "теоретическое" или "констатирующее" "ориентирование"
в бытии, понятие "основания" самого предметного бытия как целого (или, в
этом смысле, основания "мира") лишено смысла, ибо внутренне противоречиво, и
обретает смысл лишь для установки сознания, выходящего за пределы "научной
мысли". "Мир" есть, следовательно, уже в этом отношении нечто иное для
сознания, возвышающегося над ним и обозревающего его как часть или момент
некого более широкого и объемлющего целого, чем для сознания,
ориентирующегося в нем только в пределах его самого.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192