Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. закономерной последовательности во времени, или
закономерной единовременной смежности, или, наконец, в той необходимой
связи, которую мы называем "логической". Что касается прежде всего связей
реальных (логически, через анализ самих содержаний недоказуемых связей в
пространстве и времени), то на всех них распространимы итоги, к которым
пришел Юм в своем неопровержимом анализе причинной связиxxvi. Опыт дает нам
знание только единичных случаев, которые в лучшем случае могут быть лишь
частыми и повторяющимися: но по самому существу дела никакой опыт не может
нам дать знания о всеобщей или необходимой закономерности. "Связь" есть ведь
только фигуральное выражение для того, чему в опыте соответствует лишь
"соседство" или "смежность"; а необходимость или безусловное постоянство
"соседства" или "смежности" никогда не могут быть даны в опыте по той
простой причине, что опыт говорит лишь о том, что фактически в нем
встречалось, т.е. всегда о единичном и прошлом, но никогда не может
содержать в себе указания на необходимость того же в будущем - в том, что
еще не было предметом. А что, с другой стороны, реальная связь не может быть
обоснована логически, не вытекает из общего содержания мыслимых понятий -
ясно из самой природы этой связи, именно как реальной, т.е. не "логической":
из понятия "огня" нельзя вывести, что он "жжет", из понятия "материального
тела" - что оно имеет "тяжесть" и т.п.
Иное, казалось бы, имеет силу в отношении логических связей,
"вытекающих", как принято думать, из содержания самих понятий: достаточно,
по-видимому, вдуматься в понятие "2(2", чтобы достоверно знать, что эта
величина равна 4; достаточно вдуматься в понятие "материального тела", чтобы
знать, что оно "протяженно". Более внимательный анализ, однако, показывает с
очевидностью, что дело и здесь обстоит не так просто, как нам кажется, и что
мы и здесь наталкиваемся - в иной форме - на ту же самую трудность. Это
может быть показано чисто схематически для всех видов знания. Всякое
осмысленное суждение - всякое суждение, которое нас чему-то научает, из
которого мы что-то узнаем, - по своему логическому смыслу всегда синтетично:
это значит, что его сказуемое (предикат) содержит что-то новое по сравнению
с подлежащим (субъектом). В общей схеме суждения "A есть B" B есть всегда
нечто, что не содержится в A как таковом: ибо A как таковое, т.е. содержание
понятия А, есть именно только А и не есть В. Суждение "A есть B" всегда
значит: "A связано с B", "к A присоединяется B". Но если это так, то из
анализа или созерцания готового, замкнутого в себе А никак и никогда нельзя
вывести или усмотреть его связь с В. Но даже из совместного созерцания A и
B, взятых как таковых, т.е. как отдельные определенные содержания, нельзя
вывести или усмотреть их необходимой связи. A есть только A, а не Б; и B
есть только B, а не А; ни на одном из них, так сказать, не "написано", ни в
одном из них не содержится, что оно должно быть "связано" с другим.
Итак, поскольку мы исходим из знания в понятиях - из знания, уже
фиксированного в отвлеченных содержаниях A, B, C..., - никакая вообще связь
между этими содержаниями не может быть "обоснована", усмотрена с
необходимостью. Откуда же берется в таком случае обоснованность нашего
знания, или - что то же - знание необходимых связей между содержаниями? На
это может быть дан только один ответ (подробно уясненный нами в "Предмете
знания"): подлинной исходной точкой знания служат не отдельные содержания A,
B, C..., к которым потом присоединились бы связи между ними, а целостные
комплексы или единства abc, которые, напротив, разлагаются нами на
содержания A, B, C, стоящие в связи между собой. И содержания понятий, и
связи между ними (или явлениями, которые в них улавливаются) суть одинаково
и одновременно итог анализа некой целостной картины бытия, в которой, как
таковой, все дано или мыслится сразу - т.е. в которой, как таковой, еще нет
отдельно ни фиксированных содержаний, ни связей между ними, а есть лишь
некое целостное сплошное единство.
Но теперь, далее: чтобы понять, что, собственно, значит это целостное
сплошное единство, надо сосредоточиться на первом из упомянутых выше свойств
отвлеченного знания - на его определенности, т.е. его дифференцированности и
фиксируемости в ясных и отчетливых понятиях.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192