Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Но обычный эмпиризм утверждает нечто совсем иное
он пытается свести содержание знания (и сознания) к определенной конечной
совокупности наглядно-чувственно данного. Мы не вступаем здесь в критику
сенсуалистического момента этой теории, ложность которого уже достаточно
изобличена теорией знания. Нас интересует здесь лишь одно: представление,
что все, что так или иначе нам непосредственно доступно и открывается, может
быть без остатка сведено к некоторой конечной и обозримой совокупности
"данного" в смысле ясно предстоящего. Как бы правдоподобно на первый взгляд
ни казалось это представление, оно в корне искажает действительное
соотношение вещей. Если бы это утверждение было правильным, то наше знание
состояло бы в каждый момент из готового, законченного комплекса содержаний,
которое в следующий момент заменялось бы другим, столь же готовым и
законченным; мы были бы пассивными зрителями экрана, на котором одна картина
сменяется другой. Вся работа, вся динамика познавания, проникновения в
неизвестное, его постепенного открывания была бы вообще немыслима. Трудно
себе представить "описание", менее адекватное подлинному существу дела. На
самом деле это есть вообще не предвзятое описание, а произвольная
конструкция, грубо искажающая факты. Действительный состав нашего знания и
познавания заключается, напротив, в том, что все открыто или явно "данное"
(в узком, специфическом смысле этого слова) дано лишь на фоне не-данного,
неявного, неизвестного. Сам же этот "фон", не состоя из чего-то - в
указанном узком смысле - явно данного, тем не менее "дан" в смысле
совершенно непосредственного и самоочевидного его присутствия или наличия.
Мы должны, следовательно, различать в составе "опыта" в широком смысле
слова, т.е. непосредственно очевидного, между "данным" ("открыто" или "явно"
предстоящим) и "имеющимся" или "присутствующим", содержание которого нам не
открыто (ср. подробное изложение этого соотношения в книге "Предмет
знания"). Эти два элемента, из которых слагается состав знания, и выражаются
в двух необходимых элементах суждения: x и А. При этом все "А", т.е. вся
совокупность явно-данного, есть как бы небольшой островок, со всех сторон
окруженный океаном "неизвестного x"xviii. Во множестве направлений мы мажем
проследить наличие этого "неизвестного" в составе непосредственного опыта,
причем обнаруживается, что даже сравнение с островом, окруженным океаном, не
вполне адекватно подлинному существу дела: дело в том, что совокупность
"явно-данного" - в отличие от острова - не имеет определенных "берегов",
т.е. отчетливых очертаний отделяющих ее от океана "неизвестного", а как-то
неуловимо и неопределенно "сходит на нет", неразличимо-туманно сливается с
неизвестным и переходит в него. Так, пространственное поле зрения не есть
обрамленная картина, отчетливо отделяющаяся от "фона", на котором она нам
дана. Она по краям теряет свою отчетливость и неуловимым образом сливается с
тем, что находится за ее пределами. Но, хотя это "запредельное" нам не
"дано" (в том смысле, в каком дано само поле зрения), для нас нет ни
малейшего сомнения, что оно, хотя и будучи "скрыто" от нашего взора,
"присутствует", "имеется" с предельной прочностью и самоочевидностью. Так же
самоочевидно присутствует и "даль", в которую мы не можем проникнуть взором,
и "глубь", скрытая от нас тем, что стоит "на первом плане" и ее заслоняет.
Во временном измерении нам дано только "настоящее" - строго говоря, только
математический миг настоящего; ничто "прошедшее" и "будущее" не может быть
нам "дано" в том смысле, в каком дано настоящее. "Настоящее" и есть
"предстоящее", le present, die Gegenwart. Тем не менее для нас нет ни
малейшего сомнения, что оно примыкает к "прошедшему" и "будущему", есть
момент в составе сплошного безграничного потока времени, и мы не могли бы
даже понимать его как "настоящее", если бы мы не знали с предельной
очевидностью, что оно есть грань между "прошлым" и "будущим". Само же это
прошлое и будущее, как уже указано, нам не "дано" в своем содержании: о
прошлом мы либо с большей или меньшей точностью "вспоминаем", либо только
догадываемся и умозаключаем (как это делают, напр., историки), а будущее мы
можем в лучшем случае с большей или меньшей степенью вероятия "предвидеть",
"угадывать", "предполагать". Прошлое и будущее, по крайней мере в
значительной, преобладающей части своего содержания, есть для нас
неизвестное. Это неизвестное, однако, с полной очевидностью и неотменимостью
есть (конечно, в соответствующей ему форме бытия, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192