Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Пусть "возможность"
в рассматриваемом смысле еще не означает активную динамическую потенцию
осуществления (в какой мере "царство идей" в платоновском смысле "совпадает"
с царством "действенных форм" в аристотелевском смысле - этот вопрос -
которого мы мимоходом коснулись уже выше, при рассмотрении сущей
потенциальности, - мы можем оставить здесь в стороне). Во всяком случае,
"возможность" была бы понятием, лишенным смысла, если бы она не означала
именно возможность (хотя и не необходимость) осуществиться, вступить в сферу
действительности. Отсюда ясно, что понятие возможности все же содержит в
себе отношение к действительности и немыслимо вне его; и даже
неосуществившаяся возможность конституируется этим отношением к
действительности как бы как тенденция к последней, задержанная на полпути. И
здесь, таким образом, дело обстоит так, что разделяющее "не", различие
"одного" от "другого" (в данном случае - "возможности" от
"действительности"), на чем основана определенность каждого из этих двух
понятий, есть вместе с тем связующее начало, - что даже полная
"независимость" вневременно-идеальных содержаний и связей от эмпирической
действительности есть лишь специфическая форма их положительного отношения к
действительности (подобно тому как понятие суверенного, т.е. независимого,
государства конституируется все же именно моментом международного положения
этого государства). В применении к понятию возможности это означает
следующее: "мыслимое", т.е. логически необходимое, правда, не совпадает с
"действительным", т.е. реально необходимым. Но так как логическая
необходимость есть необходимость возможного, возможность же, в свою очередь,
означает возможность осуществления, то логическая необходимость может быть
понята лишь как частичный момент безусловной или абсолютной необходимости,
вне которой она совершенно немыслима в полновесном металогическом (а стало
быть, в онтологическом) смысле. На этом именно основан полный, исчерпывающий
смысл связки суждения - слова "есть": его два частичных значения как того,
что "фактически наличествует", и того, что "необходимо есть" в смысле
немыслимости иного, суть именно лишь нераздельные моменты его полного
значения как выражения безусловного сверхвременного бытия вообще. Лишь в
совершенно условном смысле логический реализм, утверждающий "царство идей"
сущим в себе, более прав, чем эмпирический реализм, который не хочет знать
никакой иной реальности, кроме реальности конкретного, т.е. единичных вещей,
подчиненных пространству и времени. Его правомерность заключается, как уже
сказано, лишь в том, что "логически необходимое", взятое в отрицающей
абстракции от потока времени, как таковое действительно "мыслимо". Эта
логическая необходимость, или аподиктичность вневременных связей, - так же,
впрочем, как и реальная необходимость категорического, - "фактичности",
которую эмпиризм отождествляет со всей полнотой бытия, - есть лишь частный
момент безусловного, сверхвременного бытия, конкретного всеединства. Как
логический реализм ("рационализм", "идеализм"), так и эмпиризм обретают
подлинное осуществление своего стремления к подлинной реальности лишь в
абсолютном реализме, как "идеал-реализме", для которого время и
вневременность суть неразделимо связанные между собой измерения
всеобъемлющего конкретно-сверхвременного бытия. Этим одним преодолевается
также общеизвестная трудность логического реализма - отыскать обратный путь
из "царства идей" в царство временного бытия - объяснить, как последнее
возникло из первого.
Из отвлеченной мыслимости вневременно-идеального следует, конечно, что
эта область обладает относительной "автономностью", т.е. внутренней
закономерностью связей между идеальными содержаниями (так же, как
существует, с другой стороны, относительная автономность чисто эмпирических
связей в составе "действительности"). Для того, чтобы быть хорошим
математиком, т.е. правильно ориентироваться в области математических знаний,
нет надобности иметь какой-либо опыт о реальных вещах и связях.
"Автономность", "самозаконность" идеальных содержаний имеет силу как бы
"сама по себе", без всякого отношения к конкретной реальности; и на ней
именно и основана возможность всех наук об идеальных связях, лучшим образцом
которых служат математические науки. При этом имеешь дело как бы с свободно
витающими, в более глубоком смысле "необоснованными", потому что
"безосновными", фрагментами бытия, от дальнейших отношений которых к полноте
реальности мы "отвлекаемся", как бы отрывая их от почвы, в кото

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192