Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Итак, поскольку слово есть средство выражения мысли - познания в
понятиях, - реальность сама, в ее живой конкретности, остается безусловно
несказанной, неизъяснимой. Мы говорим и мыслим о ней, но не можем высказать
и мыслить ее самое. Созерцательное знание, которое мы при этом имеем и
которым руководимся, есть то, что Гете называл "тихим лучшим знанием" ("das
stille bessere Wissen")xxviii. Оно есть немое, молчаливое, несказанное
знание. Но это и значит, что оно есть знание непостижимого, - реальности в
ее подлинной - именно металогической - природе.
Реальность в ее конкретности, т.е. в ее металогическом единстве,
непостижима, конечно, отнюдь не в том смысле, чтобы она была недоступна нам
или скрыта от нас, что мы не могли бы ничего о ней знать. Напротив, все наше
знание истекает из нее и относится к ней. Созерцательное обладание
реальностью есть именно вторая форма (наряду с обсужденной выше формой
"неведения", для которой предмет есть x), в которой является нам предмет
знания - то, на что направлен наш взор. Созерцание есть первичное знание,
хотя, как указано, оно как таковое остается немым, молчащим, несказанным
знанием.
И все же эта область металогического, сверхрационального знания может
быть названа областью непостижимого. Наряду с непостижимым для нас, как
"темным", "скрытым", "недостижимым", лишь "искомым", мы улавливаем в
интуитивном металогическом знании непостижимое в себе - непостижимое, как бы
явную, светло озаренную, видимую тайну, которая не перестает быть тайной от
того, что открыто стоит перед нами и нами созерцается.
Наше ориентирующее, руководимое практически-утилитарными потребностями
сознание редко отдает себе отчет в этом основном факте. Мы лишь редко -
именно лишь при эстетической или же подлинно философской установке - сознаем
отчетливо, что то, что явно, без всякого покрывала предстоит нашему взору и
непосредственно нам дано, не перестает быть чем-то непостижимым, чудесным,
таинственным - более того, что в этой непостижимости и чудесности состоит
само существо реальности как таковой. - То, что отличает ее самое от всех
наших понятий о ней. Величайший, самый проницательный и сведущий ученый -
человек, которому ведомы в мире содержания и связи, остающиеся тайной для
других, - должен - поскольку он сохранил в себе способность вообще видеть
саму реальность, как она есть, - глядеть на мир тем же изумленным,
восхищенным, полным благоговения взором, которым глядит на нее маленький
ребенок. Все в мире - сколько бы в нем ни было познано и постигнуто -
остается одновременно вечно-непостижимой тайной не только в том смысле, в
каком мы об этом говорили в предыдущей главе - в смысле того, что оно есть
всегда нечто большее и в этом отношении и иное, чем все, что мы о нем знаем,
- но и в том, гораздо более глубоком и существенном смысле, что всякая
реальность в ее конкретности металогична и потому сверхрациональна,
непостижима по своему существу. Поэтому и все ведомое нам и нам знакомое
остается лишь ведомой и знакомой стороной реальности, ведомым и знакомым ее
"явлением" или "отображением", тогда как сам источник и носитель всего
ведомого - сама реальность как таковая, - будучи открыта нашему созерцанию,
именно в этом созерцании усматривается как по существу непостижимое. Она
непостижима, таинственна и чудесна в этом смысле, повторяем, не по слабости
наших познавательных способностей, не потому, что скрыта от нашего взора, а
потому, что ее явно нам предстоящий состав сам по себе, по своему существу
превосходит все выразимое в понятиях и есть в отношении содержания знания
нечто безусловно инородное. Именно в этом смысле оно непостижимо по
существу.
Из самого существа дела здесь вытекает, что этого основоположного факта,
собственно, совсем нельзя доказать в смысле очевидного вывода умозаключения
из каких-либо признанных посылок, т.е. суждений и понятий. Его можно только
просто показать, обратить внимание на него, побудить людей увидать наконец
то, что стоит - если позволено вульгарное выражение - "прямо перед их носом"
и что, раз будучи замечено, обладает предельной очевидностью и не требует
особых доказательств. Это есть простая ссылка на опыт - но опыт еще не
рационализированный, не препарированный и тем как бы высушенный в понятиях,
а, напротив, совершенно первичный и непосредственный, во всей сочности и
жизненности того, что он нам говорит.
2. Момент иррациональности
a.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192