Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е.
"выводить из правды" или "облекать в правду"). Поэтому не может быть вообще
речи о "разрешении" проблемы теодицеи, т.е. об устранении проблематичности
зла. Здесь можно только задаваться целью как-то косвенно - употребляя
гениальный оборот Платона: с помощью некого ((((((?( (?q((, некого
"неправомочного", "незаконнорожденного" умозрения, - уловить саму
проблематичность зла, присущую ему по самому его понятию и конституирующую
само его существо.
Зло в качестве реальности, безусловно лишенной основания и в этом смысле
лишенной и подлинного, бытийственно укоренного бытия, не должно быть
смешиваемо ни с эминентным, трансрациональным "ничто" или "не" самого Бога,
которое вместе с тем есть все и первооснова всего (что, собственно, понятно
само собой), ни с тем "сущим ничто", каковым нам явилось наше "я" перед
лицом Бога. Напротив, и по сравнению с последним зло есть нечто прямо
противололожное. "Сущее ничто" моего "я" перед лицом Бога есть, как было
показано, инстанция бытия, которая через посредство начала "ничто" восходит
от мнимой, призрачной реальности к реальности подлинной и завершенной.
Напротив, не бытийственная реальность зла есть то проблематическое "нечто",
которое конституирует себя как реальность, именно через свое отрешение от
истинной, обоснованной, правомерной реальности и тем становится мнимой,
иллюзорной, неправомерной и неправомочной, лживой реальностью. Или, если там
речь шла о "безосновном" бытии, которое искало - и обретало - свою основу в
другом, более прочном бытии, в некой "почве", то здесь дело идет о
реальности, которая сама хочет быть безосновной и делает себя таковой,
утверждает себя именно в своей безосновности. Там бытие обретается на пути
через "ничто", здесь же оно утрачивается. Там путь идет вверх, к
воссоединению или к восстановлению исконного единства; здесь путь идет вниз,
в бездну разделения и отъединения. Там дело идет о творении и завершении
реальности, здесь - об отпадении, гибели, уничтожении.
Эта проблематическая, в подлинном онтологическом смысле не сущая, не
укорененная в абсолютной реальности сущность, состоящая именно в отпадении
от бытия, в выпадении из бытия, все же фактически существует в мире; она
есть эмпирическая реальность, развивающая в эмпирии огромную силу и даже,
по-видимому, торжествующая над добром, над истинно сущим. Что нечто вроде
призрака, сущей иллюзии или сущего обмана все же существует в мире и
властвует над миром - это есть бесспорный и горький факт, который мы не
можем, и не имеем права отрицать. Через гармоническое, божественное
всеединство бытия проходят глубокие трещины, зияют бездны небытия - бездны
зла. Всеединство, каким оно является эмпирически, есть некоторое
надтреснутое единство. Философская мысль, задача и смысл которой состоит
именно в "объяснении", т.е. обосновании бытия, в отыскании его последнего
основания - и тем самым его единства, - несет в себе, даже если она не
занимается сознательно проблемой теодицеи, постоянный соблазн признать эту
свою идеальную цель за верное и целостное воспроизведение целокупной
реальности, - т.е. просто не замечать и отрицать трещин всеединства. Факт
зла есть в известном смысле абсолютный предел всякой философии; признать его
- значит для нее сознаться в своем бессилии, объяснить все бытие без
остатка. Философия имеет имманентную тенденцию к оптимизму, отрицающему
реальность зла и что в метафизическом аспекте равнозначно тенденции к
пантеизму, к безоговорочному признанию божественности бытия. Но
иррациональность божественности бытия в его конкретной полноте, в которой
оно включает в себя и всю бессмысленность эмпирии, мстит за себя тем, что
наряду, с обликом бытия как "deus sive natura"cxlvi, без объяснения,
контрабандно появляется вся иррациональная, изменчивая пестрота "natura
naturata" (Спиноза)cxlvii, или что наряду с бытием как "абсолютным духом"
или "мировым разумом" обнаруживается вся неосмысленная случайность эмпирии,
которую философ (Гегель) презрительно отстраняет от себя, потому что
безусловно неразумное не относится к компетенции философии (знаменитое: "тем
хуже для фактов"). Тем более все, даже самые глубокие и подлинно
поучительные попытки теодицеи, т.е. "объяснения" зла, - включая попытки Беме
и Шеллинга - не свободны от упрека, что они все же тем самым как-то
"оправдывают" зло, т.е. пытается философскими разъяснениями "затушевать",
"смазать" зло в его безосновности и неправомерности.
b. Сущность зла
При попытке как-либо осознать сущность и возможность зла, не впадая при
этом в указанное выше заблуждение, мы стоим прежде всего перед вопросом:
что, собственно, значит зло как реальность, отпавшая от бытия и в этом
смысле не сущая? Или, что то же самое, как можно объяснить зло в его
сущностной безосновности, не ища для него "основания", т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192