Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

С другой стороны, при
первой же постановке вопроса о единстве нашей внутренней жизни или
"самобытия" с "внешним миром" мы сразу могли заметить двоякое: и то, что
такое единство все же бесспорно есть, выражаясь в общности как
рационального, так и иррационального моментов обоих этих миров, - и то, что
мучительный для нас, трагический разлад двух миров (вспомним Тютчева:
"Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре душа не то поет, что
море, и ропщет мыслящий тростник?"cxl), - этот разлад не совпадает с
двойственностью между "непосредственным самобытием" и "предметным бытием", а
проходит в другом направлении, скрещиваясь с нею (гл. VIII, 1). Наконец, в
явлении "красоты" мы встретились с некой реальностью, в отношении которой с
самого начала не имеет силы само различие между "моим внутренним самобытием"
и "внешним предметным миром", а которая состоит, наоборот, в откровении
превосходящего эту двойственность исконного единства. Но "красота" есть все
же красота того, что в каком-то смысле есть для нас реальный, "объективный"
мир. И в этом отношении, следовательно, "мир" не совпадает с тем, что с
точки зрения научного, т.е. рационального сознания есть "действительность"
или "предметное бытие".
Обобщая эти отдельные соображения, мы можем теперь сказать: если раньше
понятие мира как предметного бытия конституировалось для нас началом
рациональности, логической определенности, - именно как началом
"опредмечивающим", "объектирующим" бытие, заставляющим его предстоять нам в
качестве неподвижной, застывшей, покоящейся в себе картины бытия (что,
впрочем, не мешало нам усмотреть и тайное лоно иррациональности, из которого
как бы вырастает этот мир), - то теперь понятие мира означает для нас некое
противостоящее моей "самости" - или мне как интимно из себя самого сущей
свободной личности - трансрациональное бытие. "Мир" есть, конечно, прежде
всего и ближайшим образом окружающая меня среда, некая целокупность всего,
на что я наталкиваюсь и что извне действует на меня, - совокупность всего
чувственно и умственно воспринимаемого мною; в этом смысле он "предметен",
сливается для меня с тем, что философски должно мыслиться как предметное
бытие; но мир действует на меня и через мои отношения к другим людям, и даже
извнутри меня самого, в лице всякой слепой страсти или чисто фактической
душевной силы, власть которой над собой я испытываю. Мы можем определить
"мир" как единство или целокупность всего, что я испытываю как нечто
внутренне непрозрачное для меня и в этом смысле "мне самому" чуждое и
непонятное, - как совокупность всего, что мне либо предметно дано, либо
извнутри испытывается мною так, что носит характер насильственно,
принудительно навязывающейся мне фактической реальности. Иначе это можно,
выразить еще в той форме, что, "мир" есть единство и целокупность безличного
бытия, - реальность, которая, и как таковая, т.е. в своей огромной,
всеобъемлющей целостности, и в своих отдельных частях и силах выступает
передо мной и действует на меня как некое "Оно". Нужды нет, что в состав его
входит множество живых и одушевленный существ (даже таких, которые другой
стороной своего бытия суть "личности"), - что выражающееся и в самом мире
"монадическое" строение всеединства позволяет нам видеть в глубине мира
некое "царство духов", и наконец, что даже сам мир как целое часто и не без
основания представляется человеческой мысли как некое живое, одушевленное
существо. Все это ни в малейшей мере не противоречит тому основоположному,
конститутивному его моменту моменту, конституирурщему само понятие "мира"
как такового, - именно, что он есть безличная фактическая реальность -
нечто, что само, есть некое "Оно" и есть лоно и источник всего, что
является, нам как "оно".
При этом, с достигнутого нами теперь уровня мысли или духовного
восприятия, дело идет здесь не о какой-либо отвлеченной конструкции (каковой
является, напр., идея "предметного бытия"), а о конкретной реальности
открывающейся живому духовному опыту. Этот живой духовный опыт вынужден, как
уже было указано считаться с тем, что наряду со "мной" и с "Богом", - или,
наряду с интимным двуединством "меня-с-Богом" или "Бога-со-мной" -
наличествует и как бы вторгается в эту интимную, прозрачно-самоочевидную
связь третье начало - "мир". И весь трагизм моего собственного бытия, вся
смутность и непонятность для меня как меня самого, так и "Божества" и бытия
или реальности вообще определены соучастием в реальности этого третьего
начала.
Этим уже намечена основоположная проблематика "мира". В общей форме
проблематика эта

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192