Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Эта свобода осуществляется,
таким образом, через самоопределение. О ней именно говорит Гете: "Von der
Gewalt, die alle Wesen bindet, befreit der Mensche sich, der sich
ьberwindet"9. Правда, она совсем не есть еще последняя и высшая, в подлинном
смысле "истинная" свобода, которая никогда не может истекать из одного лишь
человеческого внутреннего бытия, из непосредственного самобытия как
такового, в его отрешенности, и о которой нам придется говорить лишь
позднее, в иной связи. Она не есть полная свобода, ибо есть свобода лишь в
форме борьбы, постоянного противодействия нападающему противнику, ограждения
осаждаемой крепости. Но все же она есть истинная свобода, поскольку она есть
самоопределение.
Парадоксальность этого соотношения, что самоопределение осуществимо
только через самопреодоление, лишь отчасти разрешается тем, что момент
"самости" употребляется здесь в двух разных смыслах - именно, что "самость",
которая при этом преодолевается, есть собственно лишь "непосредственность"
и, как таковая, отличается от истинной, т.е. преодолевающей и формирующей
"самости". Ибо, с другой стороны, эти два различных момента все же не суть
две реально отделимые друг от друга инстанции, а суть, напротив,
нераздельное единство - именно единство "непосредственного самобытия", в
котором непосредственность так же принадлежит к самобытию, как самобытие - к
непосредственному бытию. Намеченные нами две свободы - первая и вторая,
слепая необузданность и формирующая сила - суть в конечном счете все же одна
свобода - свобода вообще, как мочь. И притом - не только в том смысле, что
обе они суть разновидности одного общего понятия свободы - что было бы
простым трюизмом, - но и в том смысле, что первая, слепая свобода все же
вместе с тем есть уже первое элементарное действие самобытия и что вторая,
формирующая свобода содержит в себе всю непосредственность "влечения" и есть
именно последнее выражение непосредственности нашего внутреннего бытия. Дело
в том, что единство непосредственности и самости столь интимно-неразрывно,
что и "самость" не может вообще иначе обнаружиться и прийти в действие, как
в самом субстрате первичной свободы и силами его самого. Всякая попытка
оставить в стороне, покинуть этот субстрат, одолеть его только извне, не
использовать его как медиум всяческой нашей действенности, с своей стороны
опять-таки приводит к уничтожению подлинной - именно
подлинно-непосредственной - "самости" и, в сущности, даже совершенно
невозможна, так как непосредственность, в качестве первичной свободы, есть
предпосылка всякого внутреннего самобытия. "Самость" - противоинстанция
первичной свободы - обретаема сама только внутри последней, только в ней
может загореться и потому может преодолеть ее только через нее же самое,
средствами ее самой. "Zwei Seelen leben, ach! in meiner Brust"lxxx - это
может, собственно говоря, сказать о себе каждый человек; и все же он вместе
с тем сознает, что эти "две души" совместно суть лишь одна душа, что они не
только извне неразделимы и неотрывно связаны между собой, но и внутренне
укоренены в неком столь глубоко-интимном единстве, что каждая из них может
себя осуществить только с помощью другой, как бы в лоне, в стихии другой.
Так и здесь обнаруживается трансрациональное единство раздельности и
взаимопроникнутости - принцип антиномистического монодуализма, который
управляет всей конкретной реальностью и который здесь, в интимной глубине
нашего внутреннего бытия, обнаруживает себя в постоянной драматической
парадоксальности пашей жизни.
3. Непосредственное самобытие как субъективность
Мы исходили в этом нашем размышлении о природе непосредственного
самобытия из того факта, что как обычное, так и философски ориентированное
сознание имеет склонность вообще не видеть в непосредственном самобытии
подлинной реальности, а замечать в нем только либо его отражение и
обнаружение в составе предметного мира, либо его функцию как субъекта
познания. Мы долины были показать ложность обоих этих воззрений и
подчеркнуть в противоположность им обоим, что непосредственное самобытие на
свой лад есть по своему существу подлинная реальность - более того,
непосредственное откровение реальности вообще, как таковой. Но теперь мы
должны направить наше внимание на еще не учтенный нами доселе момент в
непосредственном самобытии, из которого мы можем усмотреть все же
относительную правомерность основной тенденции господствующего воззрения
(хотя и с совершенно иным обоснованием).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192