Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

В каких бы оборотах мысли мы ни пытались выразить
открывшееся нам метафизическое сознание, его существо остается тем же самым:
оно сводится к самоочевидному жизнечувствию обеспеченности, сохранности
нашего внутреннего самобытия в родной ему почве первореальности.
Однако одно сомнение остается все же еще непреодоленным. Первореальность
- первооснова бытия - открывается нам, как мы знаем, в двух противоположных
и противоборствующих мирах: в мире нашей собственной внутренней жизни,
нашего непосредственного самобытия, и в предметном мире "внешней"
реальности. Пусть, как мы теперь в том убедились, первый из этих миров -
наше собственное существо и самобытие - тоже имеет онтологические корни,
имеет подлинную родину в самой первооснове бытия. Но ведь и второй мир -
чуждый и враждебный нам мир предметного бытия - проистекает оттуда же
укоренен в той же первооснове бытия. Мало иметь родину вообще; для того,
чтобы чувствовать себя обеспеченным, надо иметь уверенность, что эта родина
достаточно могущественна, чтобы всегда отразить враждебные, угрожающие ей
силы, - другими словами, что она более могущественна, чем силы ей чуждые и
враждебные. Поскольку у нас нет этой прочной уверенности, монистическое
сознание, что мы сами как-то незримо и непонятно имеем некую общую
первооснову с чуждым нам непосредственно предметным бытием, еще не спасает,
как таковое нас от того религиозно-метафизического дуализма, о котором мы
говорили выше. Ведь метафизическая родина или почва нашей души могла бы все
же оказаться относительно слабой, беспомощной перед лицом сил
первореальности, как они обнаруживаются в безличном, внечеловеческом и
потому бесчеловечном облике предметного мира. Мы должны иметь гарантию, что
эта сторона первоосновы, с которой она есть исконная родина души, глубже,
могущественнее, исконнее, онтологически первичнее другой ее стороны, с
которой она есть лоно или почва предметного бытия, - что драгоценное нам,
неотчудимое своеобразие того, что составляет интимное существо нашего
непосредственного самобытия, ближе к первореальности и более адекватно ей,
чем своеобразие чуждого нам предметного мира. Но как доказать что-либо
подобное? И не есть ли само искание этого доказательства выражение
потребности утешения перед лицом противоположной, горькой нам истины? Не
есть ли здесь как говорят немцы, der Wunsch der Vater des Gedankenscix? И
еще раз мы встречаемся с глумливо-торжествующей мефистофельской улыбкой
сознания, ориентирующегося на "объективности", на трезвое констатирование
фактов. Ибо факты, казалось бы, непререкаемо свидетельствуют о
противоположном: о беспомощной плененности нашей души - как бы онтологически
глубоки и исконны ни были ее корни - силам предметного мира, силам порядка
космического.
Это труднейшее искушение мы можем, однако, преодолеть, если вспомним об
уже открывшемся нам "третьем" роде бытия - о мире духовного бытия. Если мы
вспомним, что духовное бытие есть не только внешняя, трансцендентная почва
бытия душевного, но и момент конституирующий само душевное бытие в качестве
подлинной реальности (ср. гл. VII, 3), то мы осознаем, что во всем нашем
размышлении о первооснове непосредственного самобытия - поскольку мы в нем
руководились сознанием подлинной реальности последнего - мы уже - не думая о
том - находились в сфере духовного бытия.
4. Первооснова как первооснование, свет и жизнь
Мы видели уже (в гл. VII), что духовное бытие, с одной стороны, находится
в глубочайшем, интимно-внутреннем, сущностном сродстве с непосредственным
самобытием, образует подлинную основу последнего - почву, в которой оно
находит свое осуществление, - и, с другой стороны, указует за пределы
непосредственного самобытия, противостоит ему в качестве объективности.
Здесь мы имеем, таким образом, единственную область бытия, которая - сочетая
в себе признаки объективности и извнутри самораскрывающегося бытия, - как бы
с самого начала возвышается над противоположностью между предметным бытием и
внутренним самобытием. Сущность этой объективности состоит, как мы видели, в
том, что духовное бытие, поскольку в нем открывается значимое и ценное в
себе, тем самым есть основа или почва, через связь с которой преодолевается
субъективность, безосновность и беспочвенность непосредственного самобытия.
И вместе с тем значимое в себе есть самоочевидное в смысле внутренней
убедительности и прозрачности; поэтому именно оно дает последнее основание
всякому вообще познанию бытия и в этом смысле может быть понято как
последнее основание самого бытия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192