Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Исключена из этого значения остается всякая
онтически взятая бытийная тенденция, как озабоченность,
соотв. беззаботность.
Поскольку бытие-в-мире есть в своей сути забота, постольку в предыдущих
анализах бытие при подручном могло быть охвачено как озабочение, а бытие с
внутримирно встречающим событием других как заботливость. Бытие-при... есть
озабочение потому, что оно как способ бытия-в определяется через его
основоструктуру, заботу. Забота характеризует не где-то лишь
экзистенциальность, отрешенную от фактичности и падения, но охватывает
единство этих бытийных определений. Забота поэтому не имеет первично и
исключительно в виду и изолированного отношения Я к самому себе. Выражение
"забота о себе самом по аналогии с озабочением и заботливостью, было бы
тавтологией. Забота не может предполагать особого отношения к самости, ибо
та онтологически уже характеризуется через вперед-себя-бытие; а в этом
определении соположены оба других структурных момента заботы, уже-бытие-в...
и бытие- при...
В бытии-вперед-себя как бытии к своему особому умению быть лежит
экзистенциально-онтологическое условие возможности свободы для собственных
экзистентных возможностей. Умение быть есть то, ради чего присутствие всегда
есть как оно фактично есть. Но, поскольку это бытие-к-способности-быть само
определено свободой, присутствие может к своим возможностям относиться и
безвольно, может быть несобственным и фактично сначала и обычно таким
способом и есть. Собственное ради-чего остается несхваченным, набросок
своего особого умения-быть отдан распоряжению людей. В бытии-вперед-себя это
"себя" всегда значит самость в смысле человеко-самости. И в несобственности
присутствие остается по сути вперед-себя, равно как в падении бегство
присутствия от самого себя кажет еще то бытийное устройство этого сущего,
что для него речь идет о его бытии.
Забота как исходная структурная целость лежит экзистенциально-априорно
"до" всякого присутствия, т.е. всегда уже во всяком фактичном "поведении" и
"положении" такового. Ее феномен поэтому никоим образом не выражает
приоритета "практического" поведения перед теоретическим. Чисто наблюдающая
фиксация наличного имеет характер заботы не менее чем "политическая акция"
или спокойное самодовольство. "Теория" и "практика" суть бытийные
возможности сущего, чье бытие надо определять как заботу.
Поэтому не удается также попытка возвести феномен заботы в его
сущностно неразрывной целости к особым актам или порывам
наподобие воли и желания или стремления и влечения, соотв. его из них
построить
Воля и желание онтологически необходимо укоренены в присутствии как
заботе и не суть просто онтологически индифферентные переживания,
случающиеся во вполне неопределенном по своему бытийному смыслу "потоке".
Это не менее верно о влечении и стремлении. Они тоже, насколько вообще
поддаются чистому выявлению в присутствии, основаны в заботе. Этим не
исключается, что стремление и влечение онтологически конституируют и сущее,
которое лишь "живет". Онтологическое основоустройство "жизни" однако своя
особая проблема и может быть развернута только на пути редуктивной привации
из онтологии присутствия
Забота онтологически "раньше" названных феноменов, которые конечно
всегда в известных границах могут быть адекватно "описаны", без того чтобы
обязательно видеть или вообще хотя бы только узнавать их полный
онтологический горизонт. Для данного фундаментально-онтологического
разыскания, не стремящегося ни к тематически полносоставной онтологии
присутствия, ни тем более к конкретной антропологии, должно хватить указания
на то, как эти феномены экзистенциально основаны в заботе.
Способность быть, ради какой присутствие есть, имеет сама бытийный
модус бытия-в-мире. В ней поэтому лежит онтологическое отнесение к
внутримирному сущему. Забота всегда, пусть хотя бы лишь привативно, есть
озабочение и заботливость. В волении понятое, т.е.
набросанное на его возможности сущее берется на себя как такое, каким надо
озаботиться соотв. какое надо заботливостью ввести в его бытие. Потому к
волению всегда принадлежит изволенное, которое всегда уже определилось из
ради-чего. Для онтологической возможности воления конститутивны:
предшествующая разомкнутость ради-чего вообще (бытие-вперед-себя),
разомкнутость озаботившего (мир как в-чем уже-бытия) и понимающее бросание
себя присутствием на способность быть к той или иной возможности
"изволенного" сущего. В феномене воли проглядывает основоположная целость
заботы.
Понимающее самонабрасывание присутствия есть как фактичное всегда уже
при каком-то раскрытом мире.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220