Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Присутствие дает захватить себя единственно тем как
выглядит мир, - способ быть, в котором оно озабочивается избавлением от
самого себя как бытия-в-мире, избавлением от бытия при ближайше повседневном
подручном.
Высвободившееся любопытство озабочивается видением однако не чтобы
понять увиденное, т.е. войти в бытие к нему, а только чтобы видеть. Оно ищет
нового только чтобы от него снова скакнуть к новому. Для заботы этого
видения дело идет не о постижении и не о знающем бытии в истине, но о
возможностях забыться в мире. Оттого любопытство характеризуется
специфическим непребыванием при ближайшем. Оно поэтому и ищет не праздности
созерцательного пребывания, но непокоя и возбуждения через вечно новое и
смену встречающего. В своем непребывании любопытство озабочивается
постоянной возможностью рассеяния. Любопытство не имеет ничего общего с
удивленным созерцанием сущего, с Qau^oc^eiv, оно не стремится через
удивление быть введенным в непонимание, но оно озабочивается знанием, однако
исключительно для сведения. Оба конститутивных для любопытства момента
непребывания в озаботившем окружающем мире и рассеяния в новых возможностях
фундируют третью сущностную черту этого феномена, которую
мы именуем безместностью. Любопытство повсюду и нигде. Этот модус
бытия-в-мире обнаруживает еще новый способ бытия повседневного присутствия,
в котором оно себя постоянно выкорчевывает.
Толки правят и путями любопытства, они говорят, что человек должен
прочесть и увидеть. Повсюду-и-нигде-бытие любопытства вверено толкам. Оба
эти модуса повседневного бытия речи и смотрения в своей тенденции
выкорчевывания не только наличны друг рядом с другом, но один способ быть
увлекает другой с собою. Любопытство, для которого нет ничего закрытого,
толки, для которых ничего не остается непонятым, выдают себе, т.е. так
сущему присутствию ручательство предположительно подлинной "живой жизни". С
этой предположительностью однако кажет себя третий феномен, характеризующий
разомкнутость повседневного присутствия.
37. Двусмысленность
Когда в повседневном бытии-друг-с-другом встречает подобное, что
всякому доступно и о чем всякий может сказать всякое, скоро становится уже
не решить, что разомкнуто в подлинном понимании и что нет. Эта
двусмысленность распространяется не только на мир, но равным образом на
бытие-с-другими как таковое, даже на бытие присутствия к самому себе.
Все выглядит так, словно подлинно понято, схвачено и проговорено, а по
сути все же нет, или выглядит не так, а по сути все же да. Двусмысленность
касается не только распоряжения и манипулирования доступным для употребления
и пользования, но она утвердилась уже в понимании как способности быть, в
способе набрасывания и задания возможностей присутствия. Не только всякий
знает и обговаривает то, что предлежит и предносится, но всякий умеет
говорить уже и о том, что только должно произойти, что еще не предлежит, но
"собственно" должно делаться. Всякий всегда уже заранее угадал и учуял то,
что другие тоже угадывают и чуют. Это пронюхивание чутьем, а именно
понаслышке из разговоров - кто по-настоящему "взял след", о том не говорит,
- есть коварнейший способ, каким двусмысленность задает возможности
присутствию, чтобы уже и задушить их в их силе.
А именно, если, положим, то, что люди угадывали и чуяли, однажды
действительно претворится в дело, то двусмысленность как раз уже
позаботилась о том, чтобы интерес к реализованной веши
тотчас же угас. Этот интерес имеется ведь только в образе любопытства и
толков, пока дана возможность необязывающего лишь-со-учуяния. Событие-при.
когда люди и пока люди чуют след, отказывает в следовании, когда наступает
реализация чаемого. Ибо с нею присутствие так или иначе отброшено назад к
самому себе. Толки и любопытство теряют свою власть. И зато уж они мстят за
себя. Перед лицом осуществления того, что люди со-чуяли, толки тут как тут с
утверждением: это мы тоже могли бы сделать, ибо - мы это ведь все-таки тоже
чуяли. Толки в итоге даже раздражаются, что то, что они чуяли и постоянно
требовали, теперь действительно делается. Ведь у них же этим отбирается
повод чуять дальше.
Поскольку однако время присутствия, мобилизованного в молчании
осуществления и настоящего провала, какое-то другое, в глазах публичности
существенно более медленное чем время толков, которые "не отстают от жизни",
эти толки давно достигли чего-то другого, всякий раз новейшего. Ранее
ощущавшееся и наконец осуществленное пришло в виду новейшего слишком поздно.
Толки и любопытство заботятся в их двусмысленности о том, чтобы подлинно и
заново совершаемое при его выступлении для публичности устарело.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220