Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Каждая точка, полагаемая для себя, есть теперь-точка. "Во времени
точка имеет таким образом действительность". То, через что точка всякий раз
как эта вот способна полагать себя для себя, есть всякий раз теперь. Условие
возможности себя-для-себя полагания точки есть теперь. Это обусловление
возможности составляет бытие точки, и это бытие есть вместе с тем
помысленность. Поскольку соответственно чистое мышление точечности, т.е.
пространства, всякий раз мыслит теперь и вне-себя-бытие разных теперь,
пространство "есть" время. Как определяется само время?
"Время как отрицательное единство вне-себя-бытия есть равным образом
прямо абстрактное, идеальное. - Оно есть бытие, которое, будучи, не есть, и,
не будучи, есть: наглядное становление; это значит, что различия, хотя и
просто мгновенные, непосредственно себя снимающие, определены как внешние,
однако самим себе внешние". Время открывается для этого
толкования как "наглядное становление". Последнее означает по Гегелю переход
от бытия к ничто, соотв. от ничто к бытию. Становление есть как
возникновение так и уничтожение. "Переходит" бытие, соотв. небытие. Что этим
сказано в аспекте времени? Бытие времени это теперь; поскольку же всякое
теперь "теперь" сразу уже-не-есть, соотв. во всякое прежнее теперь
еще-не-есть, оно может быть взято и как небытие. Время есть "наглядное"
становление, т.е. переход, который не мыслится, а прямо предлагает себя в
череде теперь. Если существо времени определяется как "наглядное
становление", то тем самым обнаруживается: время первично понимается из
теперь, а именно так, как оно предносится чистому вглядыванию.
Не требуется обстоятельного разбора, чтобы стало ясно, что со своей
интерпретацией времени Гегель движется вполне в направлении расхожего
понимания времени. Гегелевская характеристика времени из теперь
предполагает, что последнее остается в своей полной структуре скрытым и
нивелированным, чтобы в качестве хоть и "идеально", но наличного суметь
стать наглядным.
Что Гегель проводит интерпретацию времени из первичной ориентации на
нивелированное теперь, подтверждают следующие тезисы: "У теперь чудовищная
привилегия, -- оно 'есть' не что иное как единичное теперь, но это
исключительное в своем расползании растворяется, растекается, распыляется,
пока я его высказываю". "Впрочем в природе, где время это теперь, дело не
доходит до 'пребывающего' различения тех измерений" (прошедшего и будущего).
"В положительном смысле времени можно поэтому сказать: только настоящее
есть, до и потом нет; но конкретное настоящее есть результат прошедшего и
беременно будущим. Истинное настоящее есть тем самым вечность"
Когда Гегель именует время "наглядным становлением", то ни
возникновение ни уничтожение не имеют тут первенства. Однако иногда он
характеризует время как "абстракцию пожирания", доводя так расхожий опыт
времени и толкование времени до радикальнейшей формулы. С другой стороны,
Гегель достаточно последователен, чтобы в собственно дефиниции времени не
отдавать пожиранию и уничтожению первенства, какое все же
в обыденном опыте времени за ними по праву сохраняется; ибо Гегель не больше
смог бы диалектически обосновать это первенство, чем и то вводимое им как
самопонятное "обстоятельство", что именно при себя-для-себя-полагании точки
всплывает теперь. И таким образом в характеристике времени как становления
Гегель понимает последнее тоже в "абстрактном" смысле, выходящем за
представление о "потоке" времени. Адекватнейшее выражение гегелевской
концепции времени лежит поэтому в определении времени как отрицания
отрицания (т.е. точечности). Здесь последовательность теперь в предельнейшем
смысле формализована и беспримерно нивелирована. Только из этой
формально-диалектической концепции времени Гегель может
вывести взаимосвязь между временем и духом.
Из приоритета нивелированного теперь делается ясно, что и гегелевское
концептуальное определение времени тоже следует линии расхожей понятности
времени и, значит, вместе с тем традиционной концепции времени. Можно
показать, что понятие времени у Гегеля даже прямо почерпнуто из "Физики"
Аристотеля. В "Иенской логике" (ср. издание Lasson 1923). Набросанной ко
времени доцентуры Гегеля, анализ времени "Энциклопедии" во всех существенных
чертах уже сформирован. Раздел о времени (с. 202 слл.) оказывается уже при
самой грубой сверке перифразой аристотелевского трактата о времени. Начиная
с "Иенской логики" Гегель развивает свою концепцию времени в рамках
натурфилософии (с.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220