Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Но как приближающееся в
близи вредоносное угрожающе, оно может задеть и все же
нет. В приближении возрастает это "может и в итоге все же нет". Страшно,
говорим мы.
Здесь заложено: вредоносное как близящееся в близи несет с собой
открытую возможность не наступить и пройти мимо, что не уменьшает и не
угашает страха, но формирует его.
Сам страх есть дающее-себя-задеть высвобождение так характеризованного
угрожающего. Не сначала где-то фиксируют будущее зло (malum futurum), а
потом страшно. Но и страх тоже не просто констатирует приближающееся, а
открывает его сперва в его страшности. И, страшась, страх может потом себе,
отчетливо вглядываясь, "уяснить" страшное. Усмотрение видит страшное потому,
что находится в расположении страха. Устрашенность как дремлющая возможность
расположенного бытия-в-мире, " подверженность страху", уже разомкнула мир в
видах того, что из него может близиться нечто подобное страшному. Сама
возможность близиться высвобождена сущностной экзистенциальной
пространственностью бытия-в-мире.
То, о-чем страх страшится, есть само страшащееся сущее, присутствие.
Лишь сущее, для которого дело в его бытии идет о нем самом, способно
страшиться. Страх размыкает это сущее в его угрожаемости, в оставленности на
себя самого. Страх всегда обнажает, хотя и с разной явностью, присутствие в
бытии его вот. Если мы страшимся о доме и добре, то здесь нет никакого
противопоказания данному выше определению о-чем страха. Ибо присутствие как
бытие-в-мире есть всегда озаботившееся бытие-при. Большей частью и ближайшим
образом присутствие есть из того, чем оно озаботилось Его опасность в угрозе
бытию-при. Страх размыкает присутствие преимущественно привативным образом.
Он спутывает и заставляет "терять голову". Страх вместе с тем замыкает
угрожаемое бытие-в, давая его видеть, так что присутствие, когда страх
отступит, должно опять себя еще найти.
Страх, как испуг перед, всегда будь то привативно или позитивно
размыкает равноисходно внутримирное сущее в его угрозе и бытие-в со стороны
его угрожаемости. Страх есть модус расположения.
Страх о может однако касаться также других, и мы говорим тогда что
страшно за них. Этот страх за... не снимает страха с другого. Такое
исключено уже потому, что другой, за которого мы страшимся, со своей стороны
не обязательно должен быть в страхе. Нам страшно за другого всего больше как
раз тогда, когда он не страшится и отчаянно бросается
навстречу угрожающему.
Страх за... есть способ быть-в-расположении вместе с другими, но не
обязательно тоже страшиться или тем более страшиться вместе с другими. Можно
быть в страхе за... без того чтобы страшиться самому. При строгом
рассмотрении однако быть в страхе за... значит все же страшиться самому.
"Страшно" при этом за событие с другим, который у меня может быть отнят.
Страшное не нацелено прямо на тоже-страшащегося. Страх за... знает себя
известным образом незадетым и все-таки тоже задет в задетости того
соприсутствия, за которое он страшится. Страх за есть поэтому вовсе не
какой-то ослабленный страх за себя. Речь здесь не о ступенях "эмоционального
тона", но об экзистенциальных модусах. Страх за... не утрачивает и свою
специфическую подлинность тогда, когда он сам "собственно" все же не
страшится.
Конститутивные моменты полного феномена страха могут варьироваться. При
этом выступают разные бытийные возможности устрашенности. К структуре
встречности угрожающего принадлежит приближение в близи. Коль скоро
угрожающее в своем "хотя еще нет, но в любой момент" само внезапно врывается
в озаботившееся бытие-в-мире, страх становится испугом.
В угрожающем надо поэтому различать: ближайшее приближение угрожающего и род
встречности самого приближения, внезапность перед-чем испуга есть обычно
что-то знакомое и свойское. Если угрожающее имеет характер наоборот целиком
и полностью незнакомого, то страх становится жутью. А
когда угрожающее встречает чертами жуткого и вместе с тем имеет еще черту
встречности пугающего, внезапность, там страх становится
ужасом. Дальнейшие видоизменения страха мы знаем как
застенчивость, стеснительность, боязливость, ступор. Все модификации страха
указывают как возможности расположения на то, что присутствие как
бытие-в-мире "подвержено страху". Эта "подверженность страху" должна
пониматься не в онтическом смысле фактичной, "изолированной"
предрасположенности, но как экзистенциальная возможность сущностного
расположения, конечно не единственного, присутствия вообще.
31. Присутствие как
понимание
Расположение одна из экзистенциальных структур, в каких держится бытие
"вот".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220