Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Это сущностное бытие-виновным есть равноисконно
экзистенциальное условие возможности для "морально" доброго и злого, т.е.
для морали вообще и ее фактично возможных видообразований. Через мораль
исходное бытие-виновным определить нельзя, потому что она его для себя самой
уже предполагает.
Какой же опыт говорит за это исходное бытие-виновным присутствия? Не
надо забывать однако контрвопрос: "присутствует" ли вина только когда
просыпается сознание вины и не заявляет ли о себе в том, что вина "спит",
как раз исходное бытие-виновным? Что оно ближайшим образом и большей частью
остается неразомкнутым, в падающем бытии присутствия держится замкнутым,
лишь обнажает названную ничтожность. Исходное всякого знания о нем
бытие-виновным. И лишь поскольку присутствие в основе своего существа
виновно и как брошенно падающее замыкается для себя самого, возможна
совесть, раз уж ее зов в принципе дает понять это бытие-виновным.
Зов есть зов заботы. Бытие-виновным
конституирует то бытие, которое мы именуем заботой. В
не-по-себе присутствие исходно совпадает с самим собой. Ужас ставит это
сущее перед его неприкрытой ничтожностью, принадлежащей к возможности его
самой своей способности быть. Поскольку для присутствия -- как заботы --
речь идет о его бытии, оно из не-по-себе вызывает себя как
фактично-падающего человека к своей способности быть. Призыв есть взывающее
отзывание в: в возможность самому экзистируя взять на себя брошенное сущее,
какое оно есть; от, от людей в брошенность, чтобы понять ее как ничтожное
основание, которое надлежит вобрать в экзистенцию. Взывающее отозвание дает
присутствию понять, что оно -- ничтожное основание своего ничтожного
наброска, стоящее в возможности своего бытия, - должно, т.е. повинно из
потерянности в людях извлечь себя назад к самому себе.
То, что присутствие дает таким образом себе понять, будет тогда
все-таки неким знанием о себе самом. И отвечающее такому зову слышание будет
принятием к сведению факта "виновен". Если же этому зову надлежит иметь даже
характер вызова, то не ведет ли такое толкование совести к полному искажению
функции совести? Взывание к бытию-виновным, не равносильно ли это вызову к
злобе?
Такой смысл зова не захочет взвалить на совесть даже самая
насильственная интерпретация. Но что тогда еще должен значить "вызов к
бытию-виновным"?
Смысл зова проясняется, когда понимание, вместо подсовывания
производного понятия вины в смысле провинности, "возникшей" из-за некоего
действия или бездействия, держится экзистенциального смысла бытня-виновным.
Требовать этого не прихоть, если зов совести, идя от самого присутствия,
направлен единственно на это сущее. Тогда вызов к бытию-виновным означает
воззвание к способности быть, какою я всегда уже как присутствие бываю. Это
сущее не обязательно впервые через промахи или упущения нагружает себя
"виной", ему надо лишь "виновным" -- в качестве какого оно есть --
собственно быть.
Правильное слышание призыва равносильно тогда пониманию в самой своей
способности быть, т.е. бросанию себя на самую свою собственную
способность-стать-виновным. Понимающее
допущение-вызвать-себя к этой возможности заключает в себе высвобождение
присутствия для зова: готовность к способности-быть-призванным. Присутствие,
понимая зов, послушно самой своей возможности
экзистировать. Оно выбрало само себя.
С этим выбором присутствие делает для себя возможным свое
собственнейшее бытие-виновным, остающееся закрытым для человеко-самости.
Понятливость людей знает лишь соответствие и несоответствие действующему
правилу и публичной норме. Люди вычисляют нарушения и ищут компенсации. От
самого своего бытия-виновным они ускользнули, чтобы тем громче обсуждать
ошибки. Но в призыве самость людей призвана к самому своему виновному-бытию
самости. Понимание зова есть выбор -- не совести, которая как таковая не
может быть выбрана. Избирается имение-совести как свобода для наиболее
своего бытия-виновным. Понимать призыв значит: хотеть-иметь-совесть.
Этим подразумевается не: воля иметь "чистую совесть", равно и не
намеренное культивирование "зова", но единственно готовность стать
призванным. Воля-иметь-совесть так же далеко отстоит от розыска фактичных
провинностей, как от тенденции к освобождению от вины в смысле сущностного
"виновен".
Воля-иметь-совесть есть наоборот исходнейшая экзистентная предпосылка
для возможности стать фактично виновным.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220