Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Размыкающий характер зова становится вполне
определен лишь когда мы понимаем его как вызывающее отозвание. В ориентации
на так осмысленный зов можно впервые спросить, что он дает понять.
Не легче ли и надежнее однако ответить на вопрос о том, что говорит
зов, "простым" указанием на то, что услышано или прослушано во всяком
совестном опыте: что зов обращен к присутствию как виновному
или, в предостерегающей совести, указывает на возможное "виновен" или в
качестве "чистой" совести подтверждает "незнание за собой вины"? Если бы
только это "виновен", единодушно ощущаемое в опыте и толкованиях совести, не
получало настолько разные определения! И поддавайся даже смысл этого
"виновен" единодушному осмыслению, экзистенциальное понятие этого
бытия-виновным лежит в темноте. Если впрочем присутствие к самому себе
обращается как "виновному", откуда еще извлечь идею вины кроме как из
интерпретации бытия присутствия? Но опять встает вопрос: кто говорит, как мы
виновны и что значит вина? Идею вины нельзя произвольно измыслить и навязать
присутствию. Если однако вообще понятность существа вины возможна, то эта
возможность должна быть в присутствии намечена. Как нам найти след, могущий
вести к обнажению феномена? Все онтологические исследования феноменов
подобно вине, совести, смерти должны отправляться от того, что о них
"говорит" обыденное толкование присутствия. В падающем способе бытия
присутствия вместе с тем заложено, что его толкование "ориентировано"
большей частью несобственно и "существа" не задевает, поскольку исходно
адекватная онтологическая постановка вопроса остается ему чужда. Однако во
всякой ошибке видения лежит, обнажаясь вместе с ней, указание на исходную
"идею" феномена. Откуда же возьмем мы критерий для исходного
экзистенциального смысла этого "виновен"? Из того, что "виновен" всплывает
как предикат к "я есмь". Может ли то, что в несобственном толковании
понимается как "вина", лежать в бытии присутствия как таковом, а именно так,
что оно, поскольку так или иначе фактично экзистирует, уже и есть виновно?
Апелляция к единогласно слышимому "виновен" поэтому еще не ответ на
вопрос об экзистенциальном смысле окликающего в зове. Последнее должно
сперва прийти к своему осмыслению, чтобы суметь сделать понятным, что значит
выкрикнутое "виноват", почему и как оно искажается в своем значении
повседневным толкованием.
Обыденная понятливость берет "бытие виновным" ближайшим образом в
смысле "повинности", когда "за тобой что-то числится". Человек обязан
возместить другому нечто, на что тот имеет претензию. Эта "повинность" как
"задолжание" есть способ события с другими в поле озабочения как добывания,
доставления. Модусы такого озабочения суть также изъятие,
заимствование, удержание, отбирание, ограбление, т.е. то или
иное неудовлетворение имущественных требований других. Повинность этого рода
относится к способному озаботить.
Виновность имеет потом дальнейшее значение "быть виновником", т.е. быть
причиной, инициатором чего или также "быть поводом" для чего. В смысле этой
"виновности" в чем-то человек может "быть виной" без того чтобы "быть
повинным" перед другим или оказаться "виноватым". И наоборот, человек может
иметь повинность перед другим, сам не будучи в том виной. Кто-то другой
может у другого "для меня" "сделать долги".
Эти расхожие значения бытия-виновным как "повинности перед..." и
"виновности в..." могут совпасть и обусловить поведение, которое мы называем
"провиниться", т.е. через виновность в повинности нарушить закон и сделать
себя подлежащим наказанию Требование, которому человек не удовлетворяет, не
обязательно должно относиться к имуществу, оно может регулировать публичное
друг-с-другом вообще. Так сложившаяся "провинность" в правонарушении может
опять же иметь вместе с тем характер '''провинности перед другими'". Она
возникает не из-за правонарушения как такового, но из-за того, что моя вина
есть в том, что другой в своей экзистенции поставлен под удар, сбит с пути
или даже сломлен. Эта провинность перед другими возможна без нарушения
"публичного" закона. Формальное понятие виновности в смысле провинности
перед другими дает таким образом определить себя: быть-основанием изъяна в
вот-бытии другого, а именно так, что это быть-основанием само себя
определяет из своего чему как "ущербное". Эта ущербность есть
неудовлетворение требованию, упорядочивающему экзистирующее событие с
другими.
Оставим в стороне, как возникают такие требования и каким образом на
основе этого возникновения должен пониматься их характер требования и
закона.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220