Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

.. Из общей манеры Ранке объясняется и ограничение
исторического материала политикой. Только в ней -- драматизм" (с.60).
"Модификации, принесенные течением времени, видятся мне несущественными, и
тут я хотел бы ценить пожалуй иначе. К примеру так называемую историческую
школу я принимаю просто за побочное течение внутри русла той же реки и
представляющее только один член старого сквозного противоположения. В
названии есть что-то обманное. Та школа была никакой не исторической [курс.
авт.], но антикварной, эстетически конструирующей, тогда как большое
доминирующее движение держалось механической конструкции. Поэтому что она
методически привнесла, к методу рациональности лишь общее чутье" (с. 68
ел.).
"Настоящий филологус, имеющий понятие об истории как о сундуке
антиквариата. Где никакой осязаемости -- куда ведет только живая психическая
транспозиция, туда господам хода нет. Они в глубине души именно
естествоиспытатели и становятся еще более скептиками, раз отсутствует
эксперимент. От всех этих финтифлюшек, как часто к примеру Платон бывал в
Великой Греции или Сиракузах, надо держаться вовсе вдали. Никакой
жизненности с этим не связано. Такая внешняя манера, которую я тут
критически рассмотрел, приходит в итоге к большому вопросительному знаку и
опозорена на великих реальностях Гомера. Платона, Нового Завета. Все
действительно реальное становится схемой, если взято как вещь в себе, если
не пережито" (с. 61). 'Ученые' стоят перед силами времени как тончайше
образованное французское общество перед тогдашним революционным движением.
Здесь как и там формализм, культ формы. Последнее слово всей премудрости
определение соотношений. Это направление мысли имеет
естественно свою -- как я полагаю, еще не написанную --
историю. Беспочвенность мысли и веры в такую мысль -- на взгляд теории
познания: метафизическое поведение -- есть исторический продукт" (с. 39).
"Колебания волн, вызванные эксцентрическим принципом, создавшим более
четырехсот лет назад некое новое время, мне кажется, до крайности расплылись
и измельчали. Познание прогрессировало до снятия его же самого, человек
настолько оторвался от самого себя, что себя уже не замечает. 'Человек
модерна', т.е. человек после Ренессанса, готов для захоронения" (с.83). В
противоположность этому: "Всякая истинно живая, а не только жизнью мерцающая
историография есть критика" (с. 19). "Но знание истории есть в своей лучшей
части знание потаенных источников" (с. 109). "С историей обстоит так, что
все ставящее спектакль и бросающееся в глаза не главное дело. Нервы
невидимы, подобно тому как существенное вообще невидимо. И как написано:
'Если бы вы были тихи, то были бы сильны', так верен и вариант: если вы
утихнете, то начнете внимать, т.е. понимать" (с.26). "И тогда я наслаждаюсь
тихим разговором с собой и общением с духом истории. Он Фаусту в его келье
не являлся и маэстро Гете тоже нет. От него они не отшатнулись бы в испуге,
сколь бы важным и захватывающим ни было его явление. Оно все-таки братски
дружественно и родственно, в другом, более глубоком смысле чем обитатели
леса и поля. Усилие тут имеет сходство с борьбой Иакова, для самого
боряшегося верное приобретение. А к этому все в первую голову сходится" (с.
133).
Ясное прозрение в основочерту истории как "виртуальности" Йорк получает
от познания бытийного характера самого человеческого присутствия, т.е.
именно не научно-теоретически на объекте историографического рассмотрения:
"Что совокупная психофизическая данность не есть [бытие = наличное бытие
природы. прим. авт.] но живет, есть точка зарождения историчности. И
самоосмысление, которое направлено не на абстрактное Я, но на полноту моей
самости, обнаружит меня исторически определенным, как физика познает меня
космически определенным. Точно так же как природа я есмь история..." (с.
71). И Йорк, явственно видевший неаутентичность всех "соотносительных
определений" и "беспочвенного" релятивизма, не медлит с извлечением
последнего вывода из прозрения в историчность присутствия. 'С другой же
стороны при внутренней историчности самосознания
обособленная от историографии систематика методологически неадекватна. Как
физиология не может абстрагироваться от физики так философия - именно когда
она критическая - от историчности... Поведение самости и историчность
подобны дыханию и напору воздуха -- и -- пусть это звучит в какой-то мере
парадоксально -- неисторизация философствования кажется мне в методическом
отношении метафизическим остатком" (с.69). ''Поскольку философствовать есть
жить, поэтому - не пугайтесь - существует по моему мнению философия истории
- кто бы смог ее написать! - Конечно не так, как ее до сих пор воспринимали
и пытались осуществить против чего Вы неопровержимо высказались.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220