Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

А
она уже при первом "протоколировании" материала, его отсеве и обработке
движется в определенном предпонимании и толковании человеческого бытия
вообще. Не решенное дело, предлагает ли обыденная психология или даже
научная психология и социология, которую несет с собой этнолог, научную
гарантию адекватной возможности подхода к исследуемым феноменам, их
толкования и преподания. И здесь положение дел оказывается таким же как в
ранее названных дисциплинах. Этнология сама уже предполагает
удовлетворительную аналитику присутствия в качестве путеводной нити.
Поскольку, однако, позитивные науки и не "могут" и не обязаны дожидаться
онтологической работы философии, продвижение исследования будет достигаться
не как "прогрессивное движение", но как возобновление и онтологически более
прозрачная очистка всего онтически вскрытого.
Сколь бы легким ни было формальное отграничение онтологической
проблематики в противоположность онтическому исследованию, проведение и,
прежде всего постановка экзистенциальной аналитики присутствия остается не
без трудностей. В ее задаче заложен дезидерат, который давно беспокоит
философию,* но при исполнении которого она снова и снова отказывает:
выработка идеи "естественного понятия мира". Для плодотворного приступа к
этой задаче доступное сегодня богатство знания разнообразнейших и
отдаленнейших культур кажется благоприятным. Но это только видимость. По
сути такое сверхбогатое знание уводит от распознания собственной проблемы.
Синкретическое всесопоставление и типизация сами по себе еще не дают
действительного понимания того, что тут предлежит упорядоченным. Подлинный
принцип порядка имеет свое особое предметное содержание, через упорядочение
никогда не обнаружимое, но в нем уже предполагаемое. Так для упорядочения
образов мира потребна эксплицитная идея мира вообще. И если "мир" сам есть
конститутив присутствия, концептуальная разработка феномена мира требует
вникания в основоструктуры присутствия.
Позитивные характеристики и негативные соображения этой главы имели
цель направить по верному пути понимание нижеследующей интерпретации в ее
тенденции и направленности вопросов. В продвижение существующих позитивных
дисциплин онтология может сделать лишь косвенный вклад. Она сама для себя
имеет самостоятельное назначение, раз уж вопрос о бытии за рамками
ознакомления с сущим остается стимулом всякого научного искания.
Вторая глава
Бытие-в-мире вообще как основоустройство
присутствия
12. Разметка
бытия-в-мире из ориентации на бытие-в как таковое
В подготовительных разборах ( 9) мы уже
выделили черты бытия, призванные доставить надежный свет для дальнейшего
разыскания, но вместе с тем сами получающие в этом разыскании свою
структурную конкретность *. Присутствие есть сущее, которое, понимая в
своем бытии, относится к этому бытию. Тем самым
заявлено формальное понятие экзистенции. Присутствие экзистирует.
Присутствие есть далее сущее, которое всегда я сам. К экзистирующему
присутствию принадлежит его всегда-мое как условие возможности собственности
и несобственности. Присутствие экзистирует всегда в одном из этих модусов,
соотв. в их модальной индифферентности.
Эти бытийные определения присутствия должны быть теперь однако увидены
и поняты a priori на основе бытийного устройства, которое мы именуем
бытием-в-мире. Правильная постановка аналитики
присутствия состоит в толковании этого устройства.
Составное выражение "бытие-в-мире" уже в своем облике показывает, что
им подразумевается единый феномен. Эта первичная данность должна быть
увидена в целом. Неразложимость на сочленимые компоненты не исключает
многосложности структурных моментов этого устройства. Помеченная этим
выражением феноменальная данность допускает действительно троякий взгляд.
Если мы будем прослеживать ее, предваряюще фиксируя целый феномен, то
удастся выделить:
1) "В-мире"', относительно этого момента встает задача спросить об
онтологической структуре "мира" и определить идею мирности как таковой (ср.
гл. 3 дан. разд.).
2) Сущее, всегда существующее способом бытия-в-мире. Искомое в нем то,
о чем мы спрашиваем в "кто?" В феноменологическом показе должно прийти к
определенности, кто существует в модусе средней повседневности присутствия
(ср. гл. 4 дан. разд.).
3) Бытие-в как таковое; подлежит выявлению онтологическая конституция
самого этого в (ср. гл. 5 дан. разд.). Всякое выявление одного из этих
конститутивных моментов означает выявление и других, что означает: всякий
раз увидение всего феномена.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220