Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

186), первая часть которой надписана титулом "Солнечная
система" (с. 195). В привязке к концептуальному определению эфира и движения
Гегель разбирает понятие времени. Анализ пространства здесь еще идет следом.
Хотя диалектика уже пробивается, она пока не имеет позднейшей жесткой,
схематической формы, но позволяет еще рассвобожденное понимание феноменов.
На пути от Канта к гегелевской развернутой системе происходит еще раз
решающее вторжение аристотелевской онтологии и логики. Как факт это давно
известно. Но путь, род и границы воздействия до сих пор одинаково темны
Конкретная сравнительная философская интерпретация "Иенской логики" Гегеля и
"Физики" и "Метафизики" Аристотеля привнесет новый свет. Для проводимого
рассмотрения будет достаточно нескольких черновых указаний.
Аристотель видит существо времени в vov, Гегель в теперь. А. схватывает
vuv как орос;, Г. берет теперь как "границу". А. понимает v5v как стиу^г),
Г. интерпретирует теперь как точку. А. характеризует vu\' как тойе и, Г.
называет теперь "абсолютным этим". А. традиционно приводит y.povo-во
взаимосвязь с стфспра, Г. подчеркивает "круговой бег" времени [(Одновременно
с) Эссе о непосредственных данностях сознания /трактат Бергсона Что мыслил
Аристотель о месте (пространстве). ...число движения.].
От Гегеля ускользает правда центральная тенденция аристотелевского анализа
времени, обнаружение фундирующей взаимосвязи (ако/.ои9йу) между vuv, оро^,
стпу^г), тб5е п. -- С тезисом Гегеля: пространство "есть" время, совпадает
по результату, при всем различии обоснования, концепция Бергсона. Б. говорит
только наоборот: время (temps) есть пространство. Бергсоновское восприятие
времени тоже очевидным образом возникло из интерпретаций
б) Гегелевская интерпретация взаимосвязи между
временем и духом
Как понимается сам дух, если может быть сказано, что ему присуще с его
осуществлением впадать во время, определяемое через отрицание отрицания?
Существо духа есть понятие. Под ним Гегель разумеет не созерцаемую
всеобщность рода как форму помысленного, но форму самого мышления, мыслящего
себя: понимание себя - как постижение не-я. Поскольку схватывание не-я
представляет собой различение, в чистом понятии как схватывании этого
различения лежит различение различения. Отсюда Гегель может определить
существо духа формально-апофантически как отрицание отрицания. Эта
"абсолютная негативность" дает логически формализованную интерпретацию
декартовского cogito me cogitare rem, в чем Декарт видит существо всей
conscientia граничного равенства с самим собой"'. Таким образом Я есть
всеобщность, но точно так же непосредственно "единичность".
Это отрицание отрицания есть вместе с тем "абсолютно непокойное" духа и
его самооткровение, принадлежащее к его существу. "Прогресс"
осуществляющегося в истории духа несет в себе "принцип исключения".
Последнее становится однако не отсечением исключенного, а его преодолением.
Преодолевающее и вместе с тем терпеливое самоосвобождение характеризует
свободу духа, "Прогресс" означает поэтому никогда не чисто количественное
больше, но он сущностно качествен, а именно качественностью духа. "Движение
вперед" сознательно и себя в своей цели знающе. На каждом шагу своего
"прогресса" дух должен преодолевать "сам себя" как поистине враждебную
помеху своему назначению. Цель развития духа "достичь своего собственного
понятия". Само развитие есть "жесткая, бесконечная война против самого себя"
Поскольку непокой развития духа, ведущего себя к своему понятию, есть
отрицание отрицания, ему оказывается присуще в его самоосуществлении
впадение "во время" как непосредственное отрицание отрицания. Ибо "время
есть само понятие, которое налично существует и как пустая наглядность
представляет себя сознанию; оттого дух является необходимо во времени, и он
является во времени до тех пор, пока не схватит свое чистое понятие, т.е. не
отменит время. Оно есть внешняя наблюдаемая, не схваченная самостью чистая
самость, понятие, но лишь наблюдаемое". Таким образом дух необходимо по
своему существу является во времени. "Всемирная история есть стало быть
вообще истолкование духа во времени, как в пространстве идея толкует себя
через природу". "Исключение", принадлежащее к движению развития, таит в себе
отношение к небытию. Это время, понятое из раздвигающегося теперь.
Время есть "абстрактная" негативность. Как "наглядное становление" оно
есть непосредственно преднаходимое, различенное саморазличение,
"присутствующее", т.е. наличное понятие. Как наличное и тем самым внешнее
духа время не имеет власти над понятием, но понятие наоборот "есть власть
времени".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220