Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

В этом горизонте "переживается" тогда и голос совести.
С характеристикой исходности идей "нечистой" и "чистой" совести уже
решено также и о различении проспективно-предостерегаюшей и
ретроспективно-укоряющей совести. Правда идея предостерегающей совести
кажется всего ближе подходит к феномену вызова к... Она разделяет с
последним характер отсылания вперед. Но это совпадение все же только
видимость. Опыт предостерегающей совести рассматривает ее голос опять-таки
лишь в ориентации на намеченный поступок, от которого она хочет
предостеречь. Предостережение, как пресечение намеченного, возможно однако
лишь потому, что "предостерегающий" зов нацелен на способность присутствия
быть, т.е. на понимание в бытии-виновным, о которое только и разбивается
"намеченное". Предостерегающая совесть имеет функцию налаживания на данный
момент освобождения от провинностей. Опыт "предостерегающей" совести
заглядывает в тенденцию ее зова опять лишь настолько, насколько она
оказывается доступна для понятливости людей.
Сомнение, названное на третьем месте, апеллирует к тому, что совестному
опыту неизвестна такая вещь как вызванность к бытию-виновным. Это надо
признать. Ручается ли уже, однако, тем самым, обыденный совестный опыт, что
полное возможное содержание зова голоса совести в нем услышано? Следует
отсюда, что теории совести, основанные на расхожем опыте совести,
удостоверились в адекватном онтологическом горизонте для анализа
феномена? Не показывает ли наоборот сущностный бытийный способ присутствия,
падение, что это сущее ближайшим образом и большей частью понимает себя
онтически из горизонта озабочения, а онтологически определяет бытие в смысле
наличности? Отсюда возникает опять же двоякое сокрытие феномена: теория
видит последовательность переживаний или "психических процессов", большей
частью даже совершенно неопределенную в ее способе бытия; опыту совесть
встречается как судья и предупредитель, с которым присутствие считаясь ведет
дело.
Что Кант положил в основу своей интерпретации совести ведущей идеей
"представление о судебной палате", не случайно, а подсказано идеей
нравственного закона, - хотя его концепция моральности остается очень далека
от утилитарной морали и эвдемонизма. Теория ценностей тоже, формальна ли она
по установке, или материальна, имеет невыговоренной онтологической
предпосылкой "метафизику нравов", т.е. онтологию присутствия и экзистенции.
Присутствие расценивается как озаботившее сущее, каковое озабочение имеет
смысл "реализации ценностей" или выполнения нормы. Апелляция к сфере того,
что обыденный совестный опыт, знает как единственную инстанцию для
интерпретации совести, только тогда сможет вступить в свои права, когда
прежде обдумает, может ли в ней совесть вообще собственно сделаться
доступной.
Тем самым, теряет свою силу и еще один упрек, будто экзистенциальная
интерпретация упускает из виду, что зов совести всегда относится к
определенному "осуществленному" или намеченному поступку. Что ее зов часто
воспринимается в такой зовущей тенденции, опять же, нельзя отрицать.
Остается только вопрос, дает ли такое восприятие зова ему полностью
"дозваться". Понятливое толкование может мнить, что держится "эмпирии", и
все же в итоге уже через свою понятливость оно ограничило размыкающий размах
зова. Насколько "чистая" совесть не дает поставить себя на службу
"фарисейству", настолько функцию "нечистой" совести нельзя суживать до
указания наличных или предупреждения возможных провинностей. Как если бы
присутствие было "хозяйством", чьи долги требуется только порядливо
погасить, чтобы самость могла непричастным наблюдателем стоять "рядом" с
этими переживательными процессами.
Если же для зова отнесенность к фактично "наличной" вине или фактично
намеченному повинному поступку не первична, и потому
"укоряющая" и "предостерегающая" совесть не выражают исходную функцию зова,
то тем самым лишается почвы и первым названное сомнение, что
экзистенциальная интерпретация игнорирует "по сути" критическую работу
совести. И это опасение тоже возникает из верного в известных границах
взгляда на феномен. Ибо действительно, в содержании зова не удается
обнаружить ничего, что голос "позитивно'' советует и велит. Но как
понимается эта недостающая позитивность работы совести? Следует ли из нее
"негативный" характер совести?
"Позитивного" содержания в призыве недосчитывают из-за ожидания
конкретно применимых сведений о поддающихся распоряжению и расчету надежных
возможностях "деятельности ". Это ожидание основано в толковательном
горизонте понятливого озабочения, подгоняющего экзистирование присутствия
под идею регулируемого хода дела.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220