Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Экзистенциальное прояснение
бытия к концу дает впервые и достаточную базу, чтобы очертить возможный
смысл речи о целости присутствия, раз уж эта целость должна
конституироваться через смерть как "конец".
Попытка, идя от прояснения этого еще-не, путем характеристики окончания
достичь понимания присутствиеразмерной целости не привела
к цели. Она показала только негативно, то еще-не,
какое присутствие всегда есть, противится своей интерпретации как недостачи.
Конец, к которому экзистируя присутствие есть, никакой законченностью
адекватно не определяется. Но вместе с тем рассмотрение вроде бы показало,
что его ход должен быть обратным. Позитивная характеристика разбираемых
феноменов (еще-не-бытие, окончание, целость) удастся лишь при однозначной
ориентации на бытийное устройство присутствия. Эта однозначность однако
негативно защищена от сбоев вниканием в региональную принадлежность структур
конца и целости, онтологически несовместимых с присутствием.
Позитивную экзистенциально-аналитическую интерпретацию смерти и ее
характера конца, надо вести по путеводной нити достигнутого уже
основоустройства присутствия, по феномену заботы.
49. Отграничение
экзистенциального анализа смерти от возможных других интерпретаций
феномена
Однозначность онтологической интерпретации* смерти надлежит
прежде подкрепить, отчетливо доведя до осознания то, о чем интерпретация не
спрашивает и относительно чего напрасно ожидать от нее сведений и
руководства.
Смерть в широчайшем смысле есть феномен жизни. Жизнь * надо
понимать как род бытия, к которому принадлежит некое бытие-в-мире. Она может
быть онтологически фиксирована лишь в привативной ориентации на присутствие.
И присутствие тоже позволяет рассмотреть себя как чистую жизнь. Для
биологически-физиологической постановки вопроса оно входит тогда в бытийную
область, известную нам как животный и растительный мир. В этом поле через
онтическую констатацию могут быть получены данные и статистика о долготе
жизни растений, животных и людей. Изучаются взаимосвязи между
продолжительностью жизни, размножением и ростом. Могут быть исследованы
"виды" смерти, причины, "обстоятельства" и характер ее наступления'.
В основе этого биолого-онтического исследования смерти лежит
онтологическая проблематика. Остается спросить, как из онтологического
существа жизни определить таковое смерти. Известным образом
онтическое исследование смерти об этом всегда уже решило. В нем действуют
более или менее явные предпонятия жизни и смерти. Они нуждаются в разметке
через онтологию присутствия. Внутри онтологии присутствия, вышестоящей для
онтологии жизни, экзистенциальный анализ смерти опять же стоит ниже
характеристики основоустройства присутствия. Конец живого мы назвали
околеванием. Поскольку и присутствие "имеет" свою физиологическую,
биологическую смерть, но не онтически изолированную, а сообусловленную его
исконным способом быть, причем присутствие может кончиться собственно и не
умерев, а с другой стороны qua присутствие не просто околевает, назовем этот
промежуточный феномен уходом из жизни. Умирание будет
титулом для способа быть, каким присутствие есть к своей смерти. Тогда можно
сказать: присутствие никогда не околевает. Уйти же из жизни оно может лишь
пока умирает. Медико-биологическое исследование ухода из жизни может
получить результаты, потенциально значимые и онтологически, если обеспечены
ориентиры для экзистенциальной интерпретации смерти. Или даже вообще болезнь
и смерть -- также и медицински -- надо первично понимать как
экзистенциальные феномены?
Экзистенциальная интерпретация смерти лежит до всякой биологии и
онтологии жизни. Она опять же впервые фундирует всякое биографо-историческое
и этнолого-психологическое исследование смерти. "Типология" "умирания" как
характеристика состояний и образов, в каких "переживается" уход из жизни,
уже предполагает понятие смерти. Сверх того психология "умирания" дает
сведения скорее о "жизни" "умирающего" чем о самом умирании. Это лишь отсвет
того, что присутствие не впервые умирает или даже не собственно умирает при
и в переживании фактичного ухода из жизни. Так же и концепции смерти у
первобытных, их отношение к смерти в ворожбе и культе высвечивают прежде
всего их понимание присутствия, чья интерпретация требует уже
экзистенциальной аналитики и соответствующего понятия смерти.
Онтологический анализ бытия к концу не предвосхищает с другой стороны
никакого занятия экзистентной позиции в отношении к смерти. Определением
смерти как "конца" присутствия, т.е. бытия-в-мире, не выносится никакого
онтического решения о том, возможно ли "после смерти" еще другое, высшее или
низшее бытие, "продолжает" ли присутствие "жить" или
даже, себя "переживая", "бессмертен но".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220