Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время


Мир присутствия есть совместный-мир. Бытие-в есть
со-бытие с другими. Внутримирное
по-себе-бытие есть соприсутствие.
Другие встречны не в заранее различающем выхватывании ближайше
наличного своего субъекта из прочих тоже имеющихся субъектов, не в первичном
вглядывании в самого себя, причем фиксируется лишь от-чего отличия. Они
встречают из мира, в каком по сути держится озаботившееся-усматривающее
присутствие. Вопреки легко вторгающимся теоретически измысленным
"объяснениям" наличия других надо твердо держаться показанного
феноменального обстоятельства их мироокружной встречности. Этот ближайший и
стихийный мирный модус встречи присутствия идет так далеко, что даже свое
присутствие сначала "обнаруживается" им самим в отвлечении от, или вообще
еще не "видении" "переживаний" и ''центра поступков". Присутствие находит
"себя самого" сначала в том, что оно исполняет, использует, ожидает,
предотвращает, - в ближайше озаботившем подручном.
И даже когда присутствие само себя отчетливо определяет как: Я-здесь,
то это местное определение лица должно пониматься из "экзистенциальной
пространственности присутствия. При интерпретации последней (
23) мы уже отмечали, что это Я-здесь
подразумевает не какую-то отличительную точку Я-вещи, но понимает себя как
бытие-в из там подручного мира, при котором держится присутствие как
озабочение.
В. ф. Гумбольдт указал на языки, выражающие "Я" через "здесь", "Ты"
через "вот", "Он" через "там", передающие стало быть - формулируя
грамматически - личные местоимения через обстоятельства места. Подлежит
дискуссии, каково исконное значение выражений места, наречное или
местоименное. Спор теряет почву, если обращают внимание на то, что наречия
места отнесены к Я qua присутствие. "Здесь", "там" и "вот" суть первично не
чистые местные определения внутримирного наличного в пространственных точках
сущего, но черты исходной пространственности присутствия. Предполагаемые
наречия места суть определения присутствия, они имеют первично
экзистенциальное и не категориальное значение. Они однако также и не
местоимения, их значение располагается до различия наречий места и личных
местоимений; но собственно присутственно-пространственное значение этих
выражений свидетельствует, что не искривленное теорией
толкование присутствия видит его непосредственно в его пространственном,
т.е. отдаляюще-направляющем "бытии при" озаботившем мире. В "здесь"
поглощенное своим миром присутствие говорит не к себе, но мимо себя к "там"
усмотренного подручного и все же имеет в виду себя в экзистенциальной
пространственности.
Присутствие понимает себя ближайшим образом и большей частью из своего
мира, и соприсутствие других многосложно встречает из внутримирно
подручного. Однако также и когда другие в их присутствии как бы
тематизируются, они встречны не как наличные веще-лица, но мы застаем их "за
работой", т.е. сначала в их бытии-в-мире. Даже если мы видим другого "просто
бездельничающим", он никогда не воспринимается как наличная человеко-вещь,
но "безделье" тут экзистенциальный модус бытия: неозаботившееся,
неосмотрительное пребывание при всем и ничем. Другой встречает в своем
соприсутствии в мире.
Но выражение "присутствие" ясно показывает ведь, что это сущее
"ближайшим образом" есть безотносительно к другим, что вторично оно может
быть еще и "с" другими. Нельзя однако упускать из виду, что мы употребляем
термин соприсутствие для обозначения того бытия, на которое внутримирно
отпущены сущие другие. Это соприсутствие других внутримирно разомкнуто для
присутствия и тем самым также для соприсутствующих лишь потому, что
присутствие сущностно само по себе есть событие. Феноменологическое
высказывание: присутствие есть по сути со-бытие, имеет
экзистенциально-онтологический смысл. Оно не имеет в виду онтически
констатировать, что я не один фактически наличен, а бывают еще другие моего
вида. Если бы тезис, что бытие-в-мире присутствия по сути конституировано
событием, такое подразумевал, событие было бы не экзистенциальной
определенностью, присущей присутствию от него самого из его образа бытия, а
свойством, возникающим всегда на основе явления других. Присутствие
экзистенциально определено событием и тогда, когда другой фактично не
наличен и не воспринят. Одиночество присутствия есть тоже событие в мире. Не
хватать другого может только в событие и для него. Одиночество есть
дефективный модус со-бытия, его возможность доказательство последнего.
Фактическое одиночество с другой стороны снимается не тем, что "рядом" со
мной случился второй экземпляр человека или возможно десять таких.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220