Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время


73. Расхожая понятность
истории и событие присутствия.
Ближайшая цель в том, чтобы найти точку ввода для исходного вопроса о
существе истории, т.е. для экзистенциальной конструкции историчности. Эта
точка обозначена тем, что исходно исторично. Рассмотрение начинается поэтому
с характеристики того, что в расхожем толковании присутствия подразумевается
выражениями "история" и "исторический". Они многозначны.
Ближе всего лежащая, часто замечаемая, но никак не "случайная"
двузначность термина "история" заявляет о себе в том, что он подразумевает
как "историческую действительность" так и возможную науку о ней. Значение
"истории" в смысле исторической науки (историографии) мы пока исключаем.
Среди значений выражения "история", не имеющих в виду ни науку об
истории ни эту последнюю как объект, а само это не обязательно
объективируемое сущее, на преимущественное употребление претендует то, в
котором это сущее понято как прошлое.
Это значение дает о себе знать в обороте речи: то и то принадлежит уже
истории. "Прошло" означает здесь во-первых: уже не налично, или также:
правда еще налично, но без "воздействия" на "современность". Конечно
историческое как прошлое имеет и противоположное значение, когда мы говорим:
от истории не уйдешь. Здесь история подразумевает прошедшее *, но
еще воздействующее. Во всяком случае, историческое как прошлое понимается в
позитивном, соотв. привативном отношении воздействия на "настоящее" в смысле
"теперь" и "сегодня" действенного. "Прошедшее" обладает при этом еще одной
примечательной двусмысленностью. Прошлое невозратимо принадлежит более
раннему времени, оно принадлежало к тогдашним событиям и способно тем не
менее еще "сегодня" быть в наличии, к примеру остатки греческого храма.
"Осколок прошлого" оказывается с ним еще "настоящим".
Затем, история означает не столько "прошлое" в смысле ушедшего, но
происхождение из него. Что "имеет
историю", пребывает во взаимосвязи становления. "Развитие" при этом есть то
восхождение то падение. Что таким образом "имеет историю", способно вместе с
тем таковую "делать". "Делая эпоху", оно "в настоящем" определяет "будущее".
История означает здесь "взаимосвязь" событий и
"воздействий", тянущуюся сквозь "прошлое", "настоящее" и "будущее". При этом
прошлое не имеет никакого особого преимущества.
История означает далее целое сущего, изменяющегося "во времени", а
именно - в отличие от природы, которая равным образом движется "во времени"
- перипетии и судьбы людей, человеческих союзов и их "культуры". История
подразумевает здесь не столько способ бытия, происходящее, сколько сферу
сущего, которая в виду сущностной обусловленности человеческой экзистенции
"духом" и "культурой" отличается от природы, хотя последняя тоже известным
образом принадлежит к так понятой истории.
И наконец "историческим" считается традиционное как таковое, будь оно
познано историографически или принято как само собой разумеющееся и в своем
истоке потаено.
Если мы соберем названные четыре значения в одно, то получается:
история есть протекающее во времени специфическое событие экзистирующего
присутствия, причем так, что "прошедшее" в бытии-друг-с-другом и вместе с
тем "передаваемое по традиции" и продолжающее воздействовать событие
считается историей в подчеркнутом смысле.
Все четыре значения имеют взаимосвязь через то, что отнесены к человеку
как "субъекту" свершений. Как надлежит определить событийный характер этих
последних? Есть ли событие череда процессов, попеременное всплывание и
исчезание обстоятельств? Каким образом это событие истории принадлежит к
присутствию? Присутствие сначала уже есть фактически "налично", чтобы потом
по обстоятельствам попасть "в историю"? Становится ли присутствие историчным
лишь через переплетение с обстоятельствами и происшествиями? Или бытие
присутствия только и конституируется через событие, так что лишь поскольку
присутствие в своем бытии исторично, онтологически возможно нечто подобное
обстоятельствам, происшествиям и судьбам? Почему во "временной"
характеристике сбывающегося "во времени" присутствия именно прошлое имеет
подчеркнутую функцию?
Если история принадлежит к бытию присутствия, а это бытие основано во
временности, то напрашивается начать экзистенциальный анализ историчности с
тех черт исторического, которые очевидно имеют временной смысл.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220