Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Но тогда проблема онтологического
определения самости присутствия заостряется до вопроса об экзистенциальной
"взаимосвязи" между заботой и самостностью.
Прояснение экзистенциальности самости "естественно" отправляется от
повседневного самотолкования присутствия, высказывающегося о "себе самом" в
Я-говорении. Озвучание при этом не обязательно. В "Я" это сущее имеет в виду
само себя *. Содержание этого выражения считается совершенно
простым. Оно подразумевает всякий раз только меня и ничего больше. Как это
простое, "Я" не есть и определение других вещей, само не предикат, но
абсолютный "субъект". Высказываемое и задействуемое в Я-говорении
угадывается всегда как то же самое, устойчивое. Черты "простоты",
"субстанциальности" и "личности", которые Кант к примеру положил в основу
своего учения "О паралогизмах чистого разума", происходят из аутентичного
дофеноменологического опыта. Остается вопрос, можно ли такого рода
онтический опыт интерпретировать онтологически с помощью названных
"категорий".
Правда, в строгом соответствии с данным в Я-говорении феноменальным
составом Кант показывает, что выведенные из названных черт онтические тезисы
о душевной субстанции неправомерны. Но этим отклоняется лишь онтическое
псевдообъяснение Я.* Онтологическая интерпретация самостности тут
никоим образом не получена, ни хотя бы обеспечена и позитивно подготовлена.
Хотя Кант пытается и строже своих предшественников
установить феноменальное содержание Я-говорения, он все же снова
соскальзывает назад в ту самую неуместную онтологию субстанциального,
онтические основания, которой он за Я теоретически отрицает. Это следует
показать точнее, чтобы уловить так онтологический смысл постановки анализа
самости на Я-говорении. Кантовский анализ "Я мыслю" должен быть теперь
привлечен для иллюстрации лишь настолько, насколько это требуется для
прояснения названной проблематики.
"Я" есть голое сознание, которое сопровождает все понятия. В нем "не
представляется ничего больше чем трансцендентальный субъект мысли".
"Сознание (есть) по себе не столько представление..., но форма такового
вообще". "Я мыслю" есть "форма апперцепции, которая прилагается ко всякому
опыту и ему предшествует".
Кант оправданно улавливает феноменальное содержание "Я" в выражении "Я
мыслю" или, если учитывается также вовлечение "практической личности" в
"интеллигенцию", как "Я поступаю". Я-говорение надо в смысле Канта брать как
Я-мыслю-говорение. Кант пытается фиксировать феноменальное содержание Я как
res cogitans. Если притом он именует такое Я "логическим субъектом", то это
не значит что Я вообще есть просто логическим путем добытое понятие. Я есть
скорее субъект логического соотнесения, связывания. "Я мыслю" значит: я
связываю. Всякое связывание есть "Я связываю". Во всяком собирании и
сопряжении Я всегда уже лежит основой -- uTioKGi^ievov. Потому субъект есть
"сознание по себе" и никак не представление,* скорее "форма"
такового. Иначе сказать: Я мыслю есть не нечто представленное, но формальная
структура представления как такового, через которую только и становится
возможно нечто такое как представленное. Форма представления подразумевает
не какие-то рамки, не обобщенное понятие, но то, что как
-•- ц делает всякое представленное и представление
тем, что оно есть. Я, понятое как форма представления, означает то же что:
оно есть "логический субъект".
Позитивное в кантовском анализе имеет два аспекта: во-первых Кант видит
невозможность онтического сведения Я к субстанции, с
другой стороны он удерживает Я как "я мыслю". Тем не менее он берет это Я,
опять же, как субъект и, тем самым, в онтологически неадекватном смысле. Ибо
онтологическое понятие субъекта характеризует не самостность Я как самости,
но тожественность и постоянство чего-то всегда уже наличного. Определять Я
онтологически как субъект значит вводить его как всегда уже наличное. Бытие
Я понимается как реальность* res cogitans.
Но в чем дело, что свою чисто феноменальную опору на "Я мыслю" Кант
развернуть не может и должен откатиться к "субъекту", т.е. к
субстанциальному? Я есть не просто "Я мыслю", но "Я мыслю нечто". Только
разве сам Кант не подчеркивает снова и снова, что Я остается отнесено к
своим представлениям и без них ничто?
Эти представления однако суть для него "эмпирия", которую Я
"сопровождает", явления, к которым оно "приложено". Кант, опять же, нигде не
показывает способ бытия этого "приложения" и "сопровождения". В принципе же,
они понимаются как постоянное соналичествование Я с его представлениями.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220