Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Такие ожидания, отчасти негласно лежащие в
основе требования материальной ценностной этики в противовес "лишь"
формальной, совесть, конечно, разочаровывает. Подобных "практических"
указаний, зов совести не даст, единственно потому, что вызывает присутствие
к экзистенции, к наиболее своей способности быть собой. С ожидаемыми,
однозначно вычислимыми максимами, совесть отказала бы экзистенции не меньше
чем в -- возможности поступать. При том, что совесть явно не способна быть
этим способом "позитивна", она однако тем же способом функционирует, и не
"чисто негативно". Зов не размыкает ничего, что могло бы быть позитивным или
негативным, как озаботившее, ибо имеет в виду онтологически совсем другое
бытие, экзистенцию. В экзистенциальном смысле верно понятый зов передает
напротив "позитивнейшее", т.е. самую-свою возможность, какую присутствие
способно себе давать, как вызывающее отозвание во всегда фактичную
способность быть собой. Собственно, слышать зов, значит ввести себя в
фактичное поступание. Вполне удовлетворительную интерпретацию прозвучавшего
в зове, мы получим, опять же, только через выявление экзистенциальной
структуры, лежащей в собственно слышащем понимании призыва как таковом.
Прежде следовало показать, как феномены, только и известные расхожему
толкованию совести, онтологически адекватно понятые, отсылают к исходному
смыслу зова совести; потом, что расхожее толкование возникает из
ограниченности падающего самотолкования присутствия и - поскольку падение
принадлежит к самой заботе, - при всей самопонятности никоим
образом не случайно.
Онтологическая критика расхожего толкования совести может подпасть тому
недоразумению, будто демонстрацией экзистенциальной неисконности обыденного
совестного опыта выносится суждение об экзистентном "моральном качестве",
держащегося в нем присутствия. Насколько экзистенция не ущемлена необходимо
и прямо тем или иным онтологически неудовлетворительным осмыслением совести,
настолько же экзистенциально адекватной интерпретацией совести не обеспечено
экзистентное понимание ее зова, серьезность в расхожем совестном опыте не
менее возможна, чем несерьезность в более исходном понимании совести. И все
же, экзистенциально более исходная интерпретация, размыкает также
возможности более исходного экзистентного понимания, пока онтологическое
осмысление не позволяет себе отгородиться от онтического опыта.
60. Экзистенциальная
структура засвидетельствованной в совести собственной способности быть.
Экзистенциальная интерпретация совести призвана выявить в самом
присутствии сущее свидетельство его самой своей способности-быть. Способ,
каким свидетельствует совесть, есть не индифферентное осведомление, но
взывающий вызов к бытию-виновным. Засвидетельствуемое так "схватывается" в
слышании, неискаженно понимающем зов в самой его смысловой интенции.
Понимание призыва как модус бытия присутствия, впервые задает феноменальный
диапазон свидетельствуемого в оклике совести. Собственное понимание зова мы
характеризуем как волю-иметь-совесть. Это допущение-действовать-в-себе
наиболее своей самости из нее самой в ее бытии-виновной, репрезентирует
феноменально засвидетельствованную в самом присутствии собственную
способность-быть. Ее экзистенциальную структуру надо теперь высветить. Лишь
так мы пробьемся к размыкаемому в самом присутствии основоустройству
собственности его экзистенции.
Воля-иметь-совесть, как понимание в самой своей способности быть, есть
способ разомкнутости присутствия. Кроме понимания, последнюю конституируют
расположение и речь. Экзистентное понимание означает: бросание себя на самую
свою фактичную возможность способности-быть-в-мире. Способность-быть опять
же понимается только в экзистировании, в этой возможности.
Какое настроение отвечает такому пониманию? Понимание зова размыкает
свое присутствие в не-по-себе его одиночества.
Не-по-себе, со-обнажающееся в понимании, генуинно разомкнуто принадлежащим
ему расположением ужаса. Ужас угрызений совести есть феноменальное
удостоверение того, что присутствие поставлено в понимании зова перед своим
же не-по-себе. Воля-иметь-совесть становится готовностью к ужасу.
Третий сущностный момент разомкнутости речь. Зову, как исконной речи
присутствия, отвечает не диалог -- тем более, скажем, и смысле улаживающего
обсуждения того, что говорит совесть. Понимающее слышание зова отказывает
себе в диалоге не потому что захлестнуто "темной силой", подавляющей его, но
потому что неприкрыто усваивает себе содержание зова.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220