Библиотека >> Бытие и время

Скачать 370.11 Кбайт
Бытие и время

Ее "голос", по опыту, никогда так радикально не отнесен к бытию
присутствия.

4. Интерпретация не учитывает основоформы феномена, "нечистую" и
"чистую", "укоряющую" и "предостерегающую" совесть.
Разбор пусть начнется с последним названного замечания Во всех
толкованиях совести "нечистая", ''недобрая" совесть имеет приоритет. Совесть
прежде всего "нечистая". Здесь дает о себе знать, что во всяком совестном
опыте сначала ощущается нечто вроде "виновен". Как в идее недоброй совести
однако понимается извещение о нечистоте? "Совестное переживание" всплывает
после совершенного поступка соотв. упущения. Голос следует за проступком и
отсылает назад к случившемуся событию, через которое присутствие отяготило
себя виной. Если совесть извещает о "бытии-виновным", то это может
происходить не как вызов к..., но как напоминающее указание на навлеченную
вину.
Но исключает ли "эмпирическое обстоятельство" позднего прихода голоса,
что зов по сути есть все-таки вызов? Что голос осмысливается как последующее
шевеление совести, еще не доказывает исходности понимания феномена совести.
А если фактичная провинность только повод для фактичного зова совести? Если
означенная интерпретация "нечистой" совести останавливается на полпути? Что
так оно и есть, проясняется из онтологического предвзятая, в которое феномен
вводится названной интерпретацией. Голос есть нечто, что
всплывает, имеет свое место в последовании наличных переживаний и следует за
переживанием поступка. Но ни зов, ни совершенный поступок, ни отяготившая
вина не происшествия с характером наличного в его протекании. Зов имеет
бытийный образ заботы. В нем присутствие "есть" вперед самого себя, а именно
так, что оно вместе с тем направляет себя назад к своей брошенности. Лишь
ближайшая установка на присутствие как последовательную взаимосвязь череды
переживаний делает возможным принять голос за нечто приходящее потом,
позднейшее и потому необходимо отсылающее назад. Голос зовет вправду назад,
но через совершенный поступок назад в брошенное бытие-виновным, которое
"раньше" любой провинности. Это отозвание опять же зовет вместе с тем вперед
к бытию-винокным как такому, каким надлежит овладеть в своей экзистенции,
так что собственное экзистентное бытие виновным как раз лишь "следует за"
зовом, не наоборот. Нечистая совесть по сути в столь малой мере лишь
укоряюще-ретроспективна, что наоборот проспективно отзывает назад в
брошенность. Порядок следования текущих переживаний не передает
феноменальную структуру экзистирования.
Если уж характеристика "нечистой" совести не достигает исходного
феномена, то тем более это верно о "чистой", брать ли ее как самостоятельную
форму совести или как по сути фундированную в "нечистой". "Чистая" совесть
якобы должна, как "нечистая" о "недобротности", извещать о "добротности"
присутствия. Легко видеть, что тем самым совесть, до того "истечение
божественной силы", теперь становится рабом фарисейства. Она призвана
заставить человека сказать о себе: "я добр"; кто способен такое сказать и
кто меньше хотел бы это себе подтвердить, чем как раз добрый? На этом
невозможном последствии идеи чистой совести опять же обнаруживается лишь,
что совесть зовет бытие-виновным.
Чтобы избежать названного последствия, "чистую" совесть
интерпретировали как привацию "нечистой" и определяли как "переживаемое
отсутствие нечистой совести". Тогда ее надо было бы соответственно считать
опытом невсплывания зова, т.е. испытыванием того, что я не имею в чем себя
упрекнуть. Но как это "отсутствие" "переживается) Предполагаемое
переживание тут вообще не опыт зова, но самоудостоверение, что некий
приписываемый присутствию поступок им не был совершен и оно поэтому
невиновно. Получение удостоверения в том, что его не
совершили, вообще не имеет характера совестного феномена. Наоборот: это
получение удостоверения способно означать скорее забвение совести, т.е.
выпадение из возможности стать способным к ее призыву. Названная
"достоверность" таит в себе успокаивающее подавление воли-иметь-совесть,
т.е. понимания самого своего, постоянного бытия-виновным. "Чистая" совесть
не есть ни самостоятельная, ни какая-либо фундированная форма совести, т.е.
вообще не совестный феномен.
Поскольку речь о "чистой" совести возникает из совестного опыта
повседневного присутствия, последнее лишь выдает этим, что даже говоря о
"нечистой" совести, феномена в основе оно не задевает. Ибо фактически идея
"нечистой" ориентируется на таковую "чистой" совести. Обыденное толкование
держится в измерении озаботившегося вычисления и баланса "вины" и
"невинности".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220